Собор аббатства клюни. Романская архитектура

Аббатство Клюни, расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.

В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.

Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:

1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.

2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.

3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году.

К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.

Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.

Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.

Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:

* Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.

* Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.

* Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей – шедевры романской скульптуры.

64. Архитектура готического храма

Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердила тектоническую структуру каркасной системы. Свое наиболее полное выражение готич. Арх. Получила в культовом зодчестве. По мере того как собор становится господствующим типом культового зодчества, т нем отмирают черты, присущие монастырской церкви. План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием, однако характерное для романских церквей развитие трансепта в готич. Эпоху уступает место слабо выступающему трансепту, то зажатому между капеллами (соб. в Париже), то слитым с пространством хора (Амьен). Иногда он отсутствует вовсе. Нет крипт, нартекса, зато обход хора и венец капеллстали почти обязательными элементами плана. Что привело к увеличению хоровой части. Апсида хора – полукруглая во Франции, прямоугольная в Англии. Готич. Храмы были базиликальными (3 и 5-нефными) и зальными. Ведущий тип – трехнефная базилика. Зальные церкви были 3-нефными, реже – 2-нефные (столбы по центр оси) Большое влияние на готич. Зодчество оказал тип соборов, воплощенный в Шартре, Реймсе, Амьене. Виды опоры : 1. Простейшая – циллиндрич столб (от романской арх.), поставленный на квадр. Цоколь и круглую подушку, завершен капителью (почти все соборы 12 в. Парижской богоматери, Лана и др.)

2. Цил. Столб с приставленными колонками – более стройный (в соб. Буржа, Суассона, Амьена, Реймса). Колонки еще не повторяют профиль нервюр. 3.Дроблние служебных колонн, части опор сливаются с нервюрами сводов.

Опоры боковых нефов несут только своды, а опоры средних кроме свода среднего нефа и части сводоб боковых, поддерживают еще продольную аркаду с трифориями и крышу. Опоры среднего нефа связаны продольными арками в первом ярусе, арками окон в верхнем и арками трифория в среднем.

Готич свод – как правило крестовый на нервюрах стрельчатой формы.
Арки 1. типичная стрельчатая: - с малым подъемом,

Равносторонняя (в кот. Вписывается равносторонний треугольник)

Ланцетовидная

Чтобы уравновесить распор, использовали контрфорсы – самостоятельные элементы конструкции, вынесенные за пределы здания. Распор передается через аркбутаны, которые обычно находятся над крышей боковых нефов. Аркбутаны – развитие сводов боковых нефов.

Эволюция контрфорсов: от уступчивой формы- к более стройной со слабо выраженными уступами – к рациональной форме с пустыми местами между контрфорсом и внутр опорой бок нефа. Аркбутаны – в 1 или 2 яруса, 1 или 2 пролета.
Большая роль скульптурного убранства, скульптура подчеркивает тектонику здания. Скульптуры акцентируют вход, облегчают вес, служат водостоками..Окна - двух типов:

Прямоугольные с арочным завершением и круглые (в поздн готике еще пламенеющая форма)
Опоры, нервюры, капители, базы. Капитель украшена почти всегда растительными орнаментами.

Профилировка играла большую роль во взаимосвязи опор и нервюр. Профилировка несущих и несомых частей взаимообусловлена. Виды капителей: - единая (соб в Париже, Лане) - расчлененная

Составная

Капитель только под арками и сводами бок нефов (Сен Дени)

Профили нервюр

Нервюры в точке пересечения объединяются замковым камнем

Пол выкладывался из цветных плит. Для зрелой готики типичны «лабиринты» - фигурная кладка из разноцветных камней, создающее дорожки. Хождения по дорожкам имело релициозно-символическое значение. Подобные лабиринты – в Шартре, Реймсе, Амьене

Думаю, знаковые соборы имеет смысл рассматривать отдельно!

Достопримечательности Франции позволяют узнать больше об истории этой удивительной страны. Город Клюни вырос вокруг удивительного бенедиктинского аббатства. Монастырь был возведен еще в X в., чтобы укрепить влияние духовенства в период некоторого ослабления церковной власти и стал в итоге интеллектуальным центром в Средние века. В настоящий момент можно увидеть лишь уцелевшую его часть, находящуюся под защитой, как памятник истории.

Аббатство Клюни находится в самом центре города Клюни. Доехать до города можно сначала на электричке из Дижона или Лиона до городка Шалон-сюр-Сон или Макон, соответственно. Время в пути - 40-50 минут, в зависимости от поезда. Стоимость билета 12,2 €. Далее автобусом до Клюни. Время в пути 45 минут-час. От Шалон-сюр-Сон до аббатства идет автобус №7.

Аббатство Клюни было чрезвычайно могущественным, аббатами чаще всего становились люди, приближенные к королю или к Папе Римскому. В ее стенах обучались 12 кардиналов и четверо пап. Базилика Клюни III около трех веков была самой высокой в Европе, вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Одним словом, такие достопримечательности Франции обязательно следует посетить.

Территория аббатства достаточно большая. Вы сможете увидеть сохранившиеся постройки XVII-XVIII вв., колокольню, великолепный клуатр, капеллу, часть палаццо, церковь, большой сад, откуда открывается великолепный вид и другое. Из всех построек на территории аббатства наиболее значимая - дворец Жана де Бурбона XV в. Билет на посещение аббатства Клюни дает право и на осмотр дворца Жана де Бурбона, в котором сейчас расположен музей искусства и археологии.

Режим работы

В апреле-мае, июне и сентябре Аббатство открыто для посетителей до 18:00. В июле и августе до 19:00, а в октябре и марте до 17:00. В праздники: 1 января, 1 мая, 1 ноября, 11 ноября и 25 декабря - закрыто.

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году , тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе .

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005
  • Мулен, Лео Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) . - М.: Молодая гвардия, 2002. - ISBN 5-235-02450-8
  • Catholic Encyclopedia. Congregation of Cluny (англ.)

См. также

Ссылки

  • Abbaye de Cluny (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уверенность в себе
  • ВолгоМетиз

Смотреть что такое "Клюни (монастырь)" в других словарях:

    Клюни (монастырь) - (фр. Cluny; или Клюньи Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. 11 сентября 909 года оно было подарено герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым аббату Бернону для основания нового монастыря. Клюни было изъято из под зависимости… … Католическая энциклопедия

    Клюни (значения) - Клюни (фр. Cluny): Клюни монастырь в Бургундии, Франция. Клюни (конгрегация) монашеская конгрегация, ответвление бенедиктинцев, основанная в монастыре Клюни. Клюни (Франция) коммуна во Франции Отель Клюни парижский музей.… … Википедия

    Клюни - У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Монастырь Клюни Cluny … Википедия

    Клюни (конгрегация) - У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Базилика Клюни III (реконструкция) Клюни, Клюнийская конгрегация монашеская … Википедия

    Клюни - бенедиктинское аббатство в Бургундии (см. Бургундия) (департамент Сона и Луара) основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским. В правление аббата Одона (927 942) Клюни становится центром Клюнийской реформы, сыгравшую огромную роль в истории… … Географическая энциклопедия

    Монастырь - (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

    Монастырь - (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

    Клюни - и клюнийская конгрегация. К. – монастырь в верхней Бургундии, в диоцезе Макона. После того, как Франция стала оправляться от внутренних смут, а также набегов сарацин, венгров и норманнов и был восстановлен мир и тишина, дворянство с новой… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Монастырь - (греч. monasthrion уединенное жилище, от monas одинокий и threw оберегать) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри буддийские появились во 2 пол. 1 тыс … Архитектурный словарь

    Клюни имение в Верхней Бургундии - или Клюньи (Cluny, Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В 910 г. оно было подарено аббату Бернону для основания нового монастыря. К. было изъято из под зависимости от какой бы то ни было светской или духовной власти и подчинено … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СРЕДНЕВЕКОВОЕ АББАТСТВО КЛЮНИ

Время наибольшего могущества Франкской империи приходится на правление Карла Великого (768–814), ставшего героем многих легенд и сказаний. Современников поражали его кипучая и неутомимая энергия, способность вникать во все детали управления государством - в дела административные, военные, хозяйственные, дипломатические и т. д. По описаниям современников, Карл Великий был огромного роста, крепкого телосложения и для своего времени человеком образованным: он интересовался многими вопросами науки, знал латинский и греческий языки, хотя писать и не научился.

В результате многих завоевательных походов владения Франкского государства значительно расширились. На юго-западе они доходили до Барселоны и среднего течения реки Эбро, на востоке - до Эльбы, Богемских гор и Венского Леса, на юге включали значительную часть Италии. Однако за внешним благополучием империи скрывалась ее внутренняя слабость и непрочность. В состав Франкского государства входили различные племена и народности, стоявшие на разных уровнях социально-экономического и культурного развития (саксы, фризы, баварцы, алеманы, баски, кельты и др.).

У входа в аббатство Клюни

По существу все войны Карла Великого велись за распространение христианства, и само Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это ясно было выражено и в его законодательстве, в котором были оговорены нормы не только права, но и морали. Но каждая из территорий, населенных определенными племенными группами и народностями, жила своей внутренней жизнью и без постоянного военного или административного вмешательства не хотела подчиняться власти завоевателя. С течением времени удерживать завоеванные территории становилось все труднее, поэтому неудивительно, что через 30 лет после смерти Карла Великого его империя распалась.

Середина IX в. отмечена еще и упадком западного духовенства, когда после распада империи Карла Великого наступила пора феодальных междоусобиц, которая привела к глубокой деградации светских кадров Церкви. Даже папство зачастую было игрушкой в руках местной аристократии. Престол Святого Петра порой занимали отпрыски знатных родов, которые видели в нем лишь средство, чтобы жить в роскоши и разврате.

Почти везде местные сеньоры назначали епископов и аббатов, выбирая их из членов семьи, если только те не находили для себя более выгодного поста. Поэтому епископы, которых называли «светскими аббатами», если и были вполне компетентны в вопросах религии, то слишком часто основной их заботой становилось вовсе не духовное развитие паствы. Не думая о своем пастырском долге, они вели себя так же, как их братья, оставшиеся в миру. Оделон, второй аббат Клюни, говорил об этом прямо: «Руководители Церкви одержимы плотскими желаниями; их распирает гордыня, снедает жадность, расслабляет похоть, мучает злоба, обуревает гнев, раздирает несогласие, извращает зависть, убивает роскошь».

Возрождаться западные монастыри начали с Х в., и началось это движение в Клюни, где Гийом Благочестивый - граф Овернский и герцог Аквитанский - владел доменом. Будучи «благочестивым», он решил обновить монастырь и сделать его образцовым, для чего призвал аббата Бернона, которому и доверил Клюни. В документе говорилось, что монастырь освобождается от всякой светской и духовной юрисдикции и будет подчиняться только Святому престолу. Другие монастыри в той или иной степени зависели от сеньора или короля, контролировавших их доходы и назначавших по своему усмотрению монахов, которые должны были управлять обителями. Новое же аббатство должно было быть защищено от коррупции, и аббат Бернон и его последователи постарались из этой счастливой независимости извлечь максимум преимуществ. Это им вполне удалось, так как монахи Клюни довольно скоро прославились суровостью жизни, а также пышностью и великолепием своих богослужений.

По примеру Клюни начали реформироваться и другие монастыри, принимавшие зависимость от клюнийского аббата, который, таким образом, превратился в «главу ордена». В конце XI в. в Европе уже насчитывалось 1450 аббатств и приоратов, подчиненных Клюни; в них жило около 10 000 монахов.

Жизнь аббатов в то время не ограничивалась стенами монастыря, которым они руководили. Значительную часть времени занимали путешествия и поездки, т. к. настоятели навещали властителей, жаждавших их совета. Аббаты Клюни (в частности, аббат Майель) общались со всеми правителями своей эпохи: с королем Бургундии, Оттоннами и др. Аббат Майель был другом Гуго Капета, который отказался от титула «светского аббата» Мормутье и просил Майеля восстановить эту обитель. Одилон, ставший аббатом Клюни в 1000 г., не уставал мерять шагами Францию, Бургундию, Аквитанию, Италию…

Аббаты крупных монастырей относились к числу наиболее известных и наиболее влиятельных людей своего времени, и это стало возможным в результате их основной деятельности - проведения монастырской реформы. Целью ее было утверждение в монастырях (в несколько измененном виде) устава, выработанного святым Бенедиктом Нурсийским и дополненного святым Бенедиктом Ангианским.

Святой Бенедикт Ангианский основал в своем имении в Лангедоке монастырь, который прославился строгостью и полнотой исполнения устава Бенедикта Нурсийского. В 817 г. на Ахенском соборе был принят составленный им статут для монахов (из 80 пунктов), и один из этих пунктов гласил: «Утешать бедных, одевать нагих, помогать несчастным, поддерживать сокрушенных сердцем». И принцип этот, соответствовавший духу Евангелий, в полной мере воплощался в благотвори тельной деятельности монахов аббатства Клюни.

Особенно тесно с благотворительностью был связан монах, раздававший милостыню. Он должен был принимать бедных путешественников и паломников, странствующих священников и монахов и особенно бедняков, просивших пищи и приюта на несколько дней. Для этих целей предназначался специальный странноприимный дом, возведенный вне стен монастыря. Каждый, кто останавливался в обители, получал из монастырской пекарни хлеб, а когда странник уходил, ему давали хлеба и в дорогу. При приходе и уходе его угощали вином в том же количестве, какое полагалось монаху. С разрешения аббата раздатчик милостыни (елемозинарий) должен был приводить в трапезную бедных священников, путешествующих пешком, если встречал их на дороге. Для них в особой миске сберегалось то, что оставалось от ужина монахов, а также выделялось некоторое количество вина. Им также приносили крепкий посох из самшита.

Раздатчик милостыни должен был знать о всех нуждающихся в округе, для чего один раз в неделю ходил в деревню и расспрашивал людей. Во всех клюнийских монастырях, располагавших достаточными средствами, он каждый день раздавал еду беднякам. В самом Клюни каждый день готовили 12 «пирогов» (ржаных хлебов), каждый из которых весил 3 ливра, для раздачи детям, убогим и старым людям. В дни, когда монахи получали «генеральную» (дополнительную) пищу, для бедняков жарили мясо. Если кто-то из монахов умирал, его доля пищи в течение 30 дней раздавалась как милостыня.

Одежду, которую монахи носили в течение года, потом тоже раздавали бедным. Но этим уже заведовал монастырский эконом, полномочия которого были шире, чем у раздатчика милостыни. Он же выдавал монахам по 2 денье, которые каждый должен был в Святую субботу отдать какому-нибудь бедняку, предварительно омыв ему ноги.

Между собой монахи аббатства Клюни должны были соблюдать заповедь молчания, зато в обществе тех, кому давали приют, они становились словоохотливыми. И то, о чем они говорили, потом разносилось их гостями по разным краям. Так что можно сказать, что монахи во многом формировали общественное мнение того времени на всех уровнях социального общества, но в основном все-таки в низших его слоях.

Большое место в таких разговорах занимали рассказы о чудотворной силе покровителей монастырей, о совершенных ими исцелениях, воздаяниях за благочестивую жизнь и наказаниях для грешников. Святые были неотделимы от Бога, от имени Которого они совершали чудеса. Таким образом, мысль о том, что чудеса совершаются Иисусом Христом, а святые - Его посредники, постоянно высказывалась клюнийскими монахами. И идея вечного Бога - единственного и всемогущего, Который прощает грешников и поощряет благочестивых - постоянно распространялась среди населения.

Во всех средневековых обителях Западной Европы наблюдалась склонность монахов к безмолвию и желание соблюдать его повсюду. Но так как совместная жизнь предполагает общение, то, чтобы не нарушать безмолвия обители, монахи использовали либо деревянную дощечку, покрытую воском, либо язык жестов. Так, в аббатстве Клюни (по словам Л. Мулена) насчитывалось 35 жестов для описания еды, 37 - для людей, 22 - для одежды, 22 - для богослужений и т. д. Чтобы «обозначить», например, молоко, монах клал мизинец в рот, как делают дети. Для «обозначения» хлеба большим пальцем руки рисовали круг, прижав к этому пальцу два других.

Язык жестов не был одинаковым для всех монашеских орденов, и потому язык жестов аббатства Клюни не был понятен в других обителях. В Клюни «говорили», например, «горчица», прижимая первую фалангу мизинца к большому пальцу; монахи же других монастырей для обозначения «горчицы» помешивали пальцами одной руки в другой руке, собранной в горсть, что обозначало соус, приготовляемый поваром…

Переписывание рукописей в массовом сознании до сих пор предстает как наиболее типичная повседневная работа монахов, и действительно, до XIII в. книги переписывались исключительно монахами. Переписывать Евангелие, Псалтирь или Молитвослов поручалось наиболее благочестивым монахам, и хотя в день они переписывали не более 5–6 страниц, в монастырях со временем составились богатые библиотеки. В XII в. говорили: «Монастырь без книг, что гарнизон без продовольствия». А так как книги были очень дорогими, то в аббатстве Клюни (а также и в других) их приковывали цепями. И если аббатству грозила опасность, то именно книги нужно было спасать в первую очередь…

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Послеотеческое и средневековое толкование (VII-XVI вв.). С VI-го столетия начинается упадок богословского и всякого иного образования на Востоке и Западе. Этот упадок соответственно отразился и на толковательной литературе: вместо самостоятельных толкований стали

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВАЛЛИЙСКОЕ СКАЗАНИЕ О ДЕТСТВЕ "Мабиногион" - такое название присвоила сборнику валлийских волшебных легенд, записанных в XI–XII вв., их первая издательница и переводчица на английский язык леди Шарлотта Гест. Это множественное число от валлийского Mabinogi

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Клюни В период «темных веков» назрело всеобщее недовольство положением в Церкви. Распад империи Каролингов и набеги норманнов, сарацин и венгров привели к разрухе и анархии в Европе. Многие церкви и монастыри были разграблены и сожжены. Светская инвеститура приводила к

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

19 Часть третья. Средневековое христианство 20 Новый порядок Если варвары были посланы в пределы Римской империи для того… чтобы церковь Христова пополнилась гуннами и свевами, вандалами и бургундами и другими многочисленными верующими, нам надо воздать хвалу Божьей

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

АББАТСТВО СЕН-ДЕНИ К началу ХХ в. Сен-Дени, расположенный к северу от Парижа, был небольшим городком, заурядным и скучным. Но его собор был главным храмом монастыря, основанного еще в III в. святым Дионисием - просветителем Франции. Аббатство Сен-Дени располагалось в

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО Христианизация англосаксов продолжалась почти целое столетие - с 597 г., когда присланные римским папой миссионеры убедили короля Кента креститься, и до конца VIII в. Но общинники долго сопротивлялись чуждой им вере, т. к. языческие обряды были

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

Глава 3. Средневековое вольнодумство Средние века охватывают огромный - тысячелетний - период истории человечества. Условно началом средневековья принято считать год падения Западной Римской империи (476 г.), концом - Английскую революцию XVII в.Что же позволяет выделить

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Из книги автора

Средневековое мусульманское государство: идеал и практика Очевидно, что сама система государственной бюрократии и государственного управления была во многом заимствована Волжской Булгарией у государств Средней Азии и восточного Ирана. В свою очередь, эти исламские

Понравилось? Лайкни нас на Facebook