Как поднимают самолёты из болота (63 фото). Найденный в болоте военный самолет будут вытаскивать вручную Пошел за клюквой – нашел самолет

Карп Платонович Вовк. Год рождения - 1919–й. Место рождения - Полтавская область, Украина. До вчерашнего дня никто не знал, где и как погиб 22–летний Карп. Сегодня известно место и день гибели солдата Великой Отечественной - Ивацевичский район, болото в нескольких километрах от деревни Выгонощи. В минувшие выходные поисковики достали двигатель, фрагменты самолета, а также останки летчика, которые переданы на хранение в Телеханский сельисполком и позже будут с почестями захоронены.


С Владимиром Бухтой, руководителем историко–патриотического отряда «Авиапоиск–Брест» , мы встретились в мемориальном комплексе «Брестская крепость–герой», он привез двигатель и фрагменты самолета на базу, где хранятся остатки более трех десятков самолетов, участвовавших в боях на территории Брестской области:

- Вместе с 52–м отдельным специализированным поисковым батальоном Министерства обороны из болота мы достали все, что осталось от двухмоторного Ил–4: двигатель, обшивка со следами от пуль, фрагменты крепления крыла, шасси. В составе 212–го полка дальнебомбардировочной авиации под командованием легендарного Александра Голованова самолет бомбил немецкие танковые колонны 24 июня 1941 года. Это был его второй боевой вылет. Два летчика выпрыгнули, спаслись - они, как выяснилось, воевали до победы, а третий - стрелок–радист - погиб в воздухе. Мы достали из болота его останки. Информацию об экипаже нашли в архивах по номеру двигателя самолета.


От информации о месте падения самолета (а ее прислали на сайт «Авиапоиск–Брест» читатели) до подъема прошло три года.

Поднимали остатки боевой машины прямо из болота. Подъехать туда невозможно. Три километра - пешком. Чтобы подобраться к нужному месту, соорудили два мостика. Владимир Бухта признается, что такого трудного подъема у них еще не было:

- В минувшем году пытались поднять трактором - не получилось. Сейчас пытались лебедками - тоже безрезультатно. Пришлось нырять в очень холодную воду и тянуть тросами. Фрагменты доставали с глубины около трех метров. Так как работы проводили на территории филиала «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская пуща», содействие нам оказали руководители - гендиректор нацпарка Александр Бурый и руководитель филиала Владимир Загоровский. Отдельное спасибо также 69–летнему жителю деревни Выгонощи Сергею Куратнику, который все время со своим трактором был с нами. Один день мы ему не позвонили, так жена заставила его самого с нами связаться, мол, хлопцев нельзя оставлять, доводи с ними дело до конца. Спасибо председателю Телеханского сельисполкома Трофиму Демянчику. Если бы не эта помощь, не знаю, сколько лет мы бы еще подбирались к этому подъему.

«Железо» вчера было аккуратно сложено на цементный пол одной из казарм Брестской крепости. Владимир Бухта мечтает, что когда–нибудь в мемориальном комплексе появится музей авиации, сражавшейся за освобождение Брестчины.

Председатель Телеханского сельисполкома Трофим Демянчик вспоминает, что в детстве немало слышал от старших жителей о жарких боях в здешних краях:

- Говорили, что в болото между Выгонощанским и Бобровичским озерами упало не менее трех десятков самолетов. Те, которые лежали на поверхности, местные жители разбирали по частям. Такова правда жизни. В годы войны металл был нужен в хозяйстве.

Один из затонувших в болоте бомбардировщиков «Авиапоиск–Брест» собирается поднимать уже в ближайшее время. Боевая машина была сбита 25 июня 1941 года и упала в трех километрах от только что поднятого.

Поисковики намерены найти родственников погибшего летчика Карпа Вовка, который так и остался 22–летним парнем. После этого будет принято решение о месте его захоронения.

Во время уникальной поисковой операции под деревней Кобона Ленинградской области из болота подняли фрагменты советского самолета, на котором воевал летчик Александр Хорошков , и который перед падением протаранил немецкий бомбардировщик. Останки героического истребителя ЯК-7Б увидел корреспондент Федерального агентства новостей . Видеоверсию поисковой операции смотрите .

Подвиг летчика

В 1943 году, когда Ленинград уже второй год находился в кольце блокады, ожесточенные бои разворачивались не только на подступах к осажденному городу, но и в воздухе над Дорогой Жизни – единственной ниточкой, питавшей ленинградцев. Во время одного из авиационных налетов фашистов 30 мая, пилот Александр Петрович Хорошков, прикрывавший Волховскую ГЭС и уже возвращавшийся на базу после выполненного задания, заметил в небе немецкий бомбардировщика «Хейнкель-111», который готовился к атаке на порт Кобона – «ворота» Дороги Жизни. В ходе воздушного боя самолет советского летчика был подбит, сам он – тяжело ранен. Несмотря на то, что немецкий «Хейнкель» был в разы мощнее ЯКа, Хорошков решил идти на таран, что означало верную гибель для обоих самолетов. По воспоминаниям однополчан и очевидцев, 24-летний советский лейтенант успел покинуть горящий самолет и катапультироваться, но на базе его так и не дождались: видимо, из-за тяжелого ранения летчик не смог выбраться на сушу из непроходимого болота, куда рухнул его истребитель, совершив свой последний подвиг.


Пошел за клюквой – нашел самолет

Сотрудники Музея Битвы за Ленинград три года искали обломки истребителя в труднодоступном районе Большого болота, опираясь на информацию архивов и местных жителей. Самолет нашли благодаря одному из дачников, который пошел на болота за клюквой и заметил торчащий из земли фрагмент истребителя. Основные же детали самолета обнаружились в болоте, на глубине трех метров, радиус разброса элементов составил более 50 метров.

Вести какие-либо поисковые работы в этой местности летом просто невозможно: все болото плавает и «дышит», а к месту падения невозможно добраться, поэтому поисковики Российского военно-исторического общества специально ждали зимы. Подготовка к экспедиции, в которой принял участие корреспондент ФАН, заняла две недели. Специально для подъема истребителя был приобретен трековый снегоболотоход, потому что на другом транспорте через болота Ленобласти не добраться даже зимой. Над заранее обозначенными местами, где нашлись обломки самолета, был вырезан лед, а доставать металлические фрагменты воздушного судна со дна болота после откачки воды пришлось практически вручную: водолазы в специальных костюмах наощупь искали детали в ледяной воде и поднимали их на поверхность. Тяжелую хвостовую часть достали с помощью мощной техники. В результате со дна было поднято около 80% военной машины, похожей на останки огромного динозавра, найденного в глубинах земли.

Памяти Алексея Маресьева и Олега Пешкова

«Поднять самолет – это не самое сложное, – рассказал корреспонденту ФАН руководитель Военно-исторического центра Олег Титберия . – Но нужно сделать это правильно, провести реставрацию, и чтобы уже в экспозиции музея этот самолет продолжал свою работу, чтобы подрастающее поколение смотрело на него и вспоминало о тех, кто защищал их жизнь много лет назад».

После реставрации из найденных фрагментов корпуса, из деталей других самолетов и ранее поднятого «Хейнкель-111» будет собрана новая музейная экспозиция, посвященная подвигу Александра Хорошкова. Масштабная экспедиция по подъему военного самолета стала возможной благодаря проекту Российского военно-исторического общества, который посвящен 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова, погибшего в Сирии.

«Суть нашего проекта в том, что в ходе поисковых экспедиций мы определяем места крушений самолетов в период Великой Отечественной Войны, устанавливаем судьбы летчиков, возвращаем их из небытия и рассказываем о неизвестных подвигах», – сказал руководитель поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский .

Работы на месте гибели советского истребителя на этом не закончатся: поисковикам предстоит еще найти останки самого Александра Хорошкова, судьба которого до сих пор не очень ясна. По обнаруженному в болоте летному креслу с вырванными креплениями непонятно, успел ли пилот катапультироваться на самом деле. Помочь историческому расследованию может бронеспинка, которую пока также не нашли.

Парашют — то немногое, что в целости и сохранности осталось от советского штурмовика, сбитого в начале Великой Отечественной войны и почти 70 лет пролежавшего в болотах под Липецком. Его обломки вместе с останками летчика отряд поисковиков обнаружил на окраине села Озерки.

Раскопки еще идут, но уже удалось найти одну очень ценную вещь — летную книгу, которая поможет установить имена пилотов.

На месте падения самолета побывала корреспондент НТВ Ольга Чернова .

Чтобы понять, какую деталь самолета подняли на поверхность, поисковикам приходится очищать ее от толстого слоя грязи. Среди груды разорванного взрывом железа чудом сохранился боевой парашют. Заводская маркировка указывает точную дату его выпуска — 21 апреля 41-го года. На месте гибели летчика после войны местные жители посадили иву. Корни дерева, разросшиеся за 70 лет, стали главным препятствием для подъема разбившегося самолета.

Обломки штурмовика и останки летчика поднимали ковшом экскаватора с 10-метровой глубины. В селе Озерки осталось несколько свидетелей воздушных боев лета 42-го. Бои за рубеж Озерки — Каменка длились 200 дней и ночей. Фронт был до самого неба.

Мария Болдырева : «Мы в окопах сидели. Бомбежка начнется из окопа вылезешь и глядишь, вот, так ухи заткнешь и глядишь — ух-ух-ух. Дома горят, и все горит».

Когда в пойму реки упал сбитый советский самолет, жители побежали спасать пилотов. По их словам, 5-тонная машина почти полностью ушла в болото. Вокруг воронки были разбросаны части тел двух летчиков.

Пока найдены фрагменты только одного пилота. Поломанные ребра и тазобедренные кости. Останки мог повредить и ковш экскаватора. Из личных вещей нашли шлем, ботинок и, предположительно, летную книжку. Но открывать без экспертов промокшие листы поисковики не решились.

Анатолий Силаков , поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «Видно, что летчик не использовал весь боекомплект: вот 12,7-миллиметровые, это крупнокалиберный пулемет. И от пушки 20-миллиметровый остался».

В 1941–42 годах летчики не успевали осваивать штурмовики-истребители. На подготовку давали три часа по кругу — и сразу на фронт. Для многих пилотов первый боевой вылет становился последним. Многие летчики до сих пор числятся пропавшими без вести.

Антон Кочарян , поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «Шасси нашли, колеса, противогазы нашли еще. Но работы еще много».

Пенсионерка Тамара Занина принесла к месту крушения самолета цветы от всех селян и родных погибших красноармейцев.

Тамара Занина : «Мне очень жаль, конечно, 70 лет я здесь жительница. Вот здесь мы стерегли коров, мы всегда к этому дереву подходили и думали, что здесь лежит самолет, в нем, конечно, есть пилоты».

По найденным элементам самолета поисковики предполагают, что это мог быть истребитель Лагг-3 или знаменитый штурмовик Ил-2 , прозванный фашистами «Черной смертью».

Владимир Копылов , поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «В основном он состоит из дюрали. Но присутствуют элементы деревянные. Это вот клееная фанера».

Сегодня поисковики планируют очистить двигатель и найти на нем заводской номер, по которому можно установить, в каком полку числился самолет, кто его пилотировал и когда он не вернулся из боя.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook