О городе кременчуге. Город обоих берегов Год основания г.Кременчуг

Если посмотреть на карту Украины, то в центральной ее части на берегах Днепра можно найти старинный город Кременчуг. В начале 17 в. он был образован, как крепость, в которой стоял Чигиринский полк, а после перехода в Новороссийскую Губернию в середине 18 века стал губернским городом. На карте Кременчуга со спутника можно рассмотреть, что город расположен на обоих берегах Днепра, но большая часть жилых районов находится на левом берегу.

Со всех сторон город окружают лесные массивы и разливы Днепра, которые создают многочисленные большие и маленькие водоемы. Если менять масштаб карты Кременчуга со схемами и передвигать ее с помощью мыши, можно найти такие природные объекты, как:

  • река Сухой Кагамлык;
  • река Кривая Руда;
  • рукав Речище;
  • остров Банановий;
  • остров Фантазия;
  • озеро Селикатное.

Территориально город делится на 2 района: Крюковский и Автозаводский. Но местные жители для удобства дополнительно выделяют несколько жилых микрорайонов, которые можно рассмотреть на карте Кременчуга с районами. Основные части населенного пункта соединяет большой автомобильный и железнодорожный мост через Днепр.

Карта Кременчуга с улицами

Улицы города имеют параллельно-радиальное строение и расходятся от левого берега Днепра, на котором расположен исторический центр, в разные стороны.

Главные городские магистрали Кременчуга:

  • ул. Ярмарочная;
  • ул. Киевская;
  • просп. Полтавский;
  • Занасыпский шлях.

Карта Кременчуга с улицами показывает, что с северо-востока на юг через населенный пункт проходит железная дорога. Она связывает город с Киевом, Москвой, Симферополем, Харьковом и другими городами. Для удобства пассажиров в Кременчуге находится 2 железнодорожных вокзала. Они расположены на разных берегах Днепра. Передвигаясь по карте Кременчуга с районами, можно найти железнодорожный вокзал, и станцию Крюков-на-Днепре.

Также на пригородном сообщении работает несколько платформ:

  • Малановка;
  • Вагонозавод;
  • Ракитная;
  • Кагамлыкская;
  • Терешковка.

По городу Кременчугцы передвигаются на автобусах, троллейбусах и такси.

Через населенный пункт, как показывает подробная карта Кременчуга, проходят крупные стратегические автомобильные дороги «Днепропетровск — Киев» и «Александрия – Харьков».

Кременчуг – один из крупнейших портов Украины. По Днепру ежедневно проходит множество грузовых и пассажирских судов. Расположение порта можно посмотреть на карте Кременчуга с улицами и домами. Он находится на левом берегу в районе тупика улицы Первомайской. Недалеко от порта расположены ресторан «Ахтамар» и благоустроенный пляж.

Карта Кременчуга с домами

На сравнительно небольшой территории города – 109 км2, проживает более 220 тыс. человека. Большая часть Кременчугцев населяет левобережье. Все микрорайоны города отличаются по типу застройки и инфраструктуре. Используя карту Кременчуга с улицами и номерами домов можно найти местонахождение любого объекта и посмотреть, как до него проехать.

На правой стороне Днепра в районе Крюков практически нет 9-этажных домов. Большую часть жилого фонда составляют «хрущевки» и «сталинки». А самыми современными и благоустроенными считаются районы «Пивзавод», «Молодежный» и «Раковка», где преобладают 9-этажные и 14-этажные здания.

На карте Кременчуга с домами можно найти:

  • больницы;
  • администрацию Кременчуга;
  • парки и скверы;
  • торговые центры и рестораны;
  • стадионы и спорткомплексы;
  • храмы.

В исторической части города расположено большое количество культурных мест:

  • площадь Победы;
  • сквер Олега Бабаева;
  • центральная библиотека;
  • памятник 400-летия Кременчугу;
  • площадь Независимости;
  • Городской сад;
  • мемориал Великой Отечественной войны.

Окраины города активно застраиваются частными, преимущественно 2-этажными домами, которые больше напоминают особняки.

Экономика и промышленность Кременчуга

Кременчуг является одним из нескольких городов Украины, которые стабильно пополняют бюджет страны. Градообразующей отраслью на протяжении нескольких десятков лет считается машиностроение. В городе производят запчасти для автомобильного и железнодорожного транспорта, нефтепродукты, большегрузные автомобили «КрАЗ», автомобильные прицепы.

На яндекс картах Кременчуга можно также найти и рассмотреть такие предприятия перерабатывающей промышленности, как:

  • мясокомбинат;
  • хлебозавод;
  • швейная фабрика;
  • ликеро-водочный завод;
  • кожевенный комбинат;
  • молокозавод;
  • табачная фабрика.

На территории города работает 4 крупнейшие в Украине кондитерские фабрики, продукцию которых знают во всем мире. Большая часть населения трудится на местных заводах, которые ежегодно наращивают производство и открывают новые рабочие места.

Геральдика Герб Кременчуга


Кременчугский район

Район размещенной в основном на левом берегу Днепра и лишь небольшая территория на Правобережье Граничит с Кобелякским , Козельщинским , Глобинским районами Полтавской области, Светловодский городской совет, Светловодский, Онуфриевский районы Кировоградской области.

Территория района – 1224 кв. км.

Население – 43 975 чел. (2001).

Кременчугский район разделен на 19 сельсоветов, объединяющих 73 населенный пункт. Внутри района находятся и Комсомольский городские советы

Летней артерией в пределах района является Днепр с притоком Пслом. На левом берегу Днепра расположены порт Кременчуг и пристани в селах Редуты и Келеберда.

Через район протекают реки Днепр, Псёл, Сухой Кагамлык, Сухой Омельник, Сухой Кобелячек, Рудька.

Из естественных богатств в районе есть железная руда, гранит, глина, песок и другие полезных ископаемых.

Хозяйство

В районе работает 3 промышленных предприятия: ООО «Текло-Днепро», ЗАО «Изумруд» (завод минеральных вод), частное предприятие «Резинотехника». 6 сельскохозяйственных кооперативов, 10 частных с/х предприятий, 5 с/х общества с ограниченной ответственностью и 2 с/х закрытых акционерных обществ. Крупнейшие из них: сельскохозяйственный кооператив «Днепр», частные с/х предприятия «Колос», «Майбородивське», ЗАО "Птицефабрика «Россия»". Производством с/х продукции занимаются 78 фермерских хозяйств, которым передано 2500 га земли.

Образование

В районе имеется: 2 школы – I степени, 11 школ I-II степеней, 13 школ I-III степеней. Дошкольных учреждений – 11. Высших учебных заведений в районе нет. Есть детско-юношеская спортивная школа. Год основания – 1991. В школе культивируется 3 вида спорта: футбол, (юноши), гандбол (девушки), легкая атлетика, футбольная команда ДЮСШ постоянной участницей чемпионата Украины среди юношей.

Медицина

Функционирует центральная районная больница, 2 участковые больницы, 8 амбулаторий. На территории района функционирует санаторий-профилакторий «Вербиченька», принадлежащий акционерному обществу «Укртатнафта».

Административным центром района является город Кременчуг, который в состав района не входит.

Кременчуг – город областного подчинения, железнодорожный узел и порт. Состоит из Автозаводского и Крюковского районов. Большая часть города расположена на левом берегу Днепра, меньшая (Крюков) – на правом. Расстояние до Полтавы – 119 км.

Кременчугская агломерация входит в 10-ку крупнейших по Украине с населением около полумилиона человек.

Вблизи города обнаружены полезные ископаемые – большие залежи железных руд Кременчугской аномалии, гранит, глина, речные кварцевые пески.

Кременчуг основан где в XVI веке для обороны Левобережного Приднепровья. Известный украинский историк и этнограф М.А. Маркевич, в частности, считал, что Кременчуг возник в 1571 году.

Экономика

Кременчуг является одним из самых основных доноров бюджета Украины, его часть в бюджете страны около 7%. В городе сосредоточены машиностроительные и перерабатывающие предприятия: Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (УкрТатНафта – лидер украинского рынка горюче-смазочных материалов), Крюковский вагоностроительный завод, КрАЗ, один из крупнейших в Восточной Европе и СНГ, Кременчугский Автосборочный завод КрАСЗ, Кременчугский колесный завод, Кременчугский завод дорожных машин (Кредмаш), Сталелитейный завод, Кременчугский завод технического углерода, Мясокомбинат, 3 хлебозавода, Молокозавод, Спиртзавод, Кожевенно-шорный комбинат, 2 швейных фабрики, 3 кондитерские фабрики «РОШЕН», «Лукас», «Ромашка», табачная фабрика JTI, предприятие по изготовлению прицепов для легковых автомобилей «Кремеь» и прочие.

Общий объём реализованной промышленной продукции в отпускных ценах предприятий за 2010 год составил 28,77 млн грн.

Город является одним из лидеров области по среднему уровню зарплаты, опережая по этому показателю Полтаву.

Город является крупным железнодорожным узлом Центральной Украины (Южная железная дорога), имеет большой порт на Днепре, и аэродром. Выше по течению Днепра расположена Кременчугская ГЭС, входящая в состав «Укргидроэнерго» и формирующая Кременчугское водохранилище, имеющее самую большую поверхность в Днепровском каскаде.
Культура и образование

В городе находятся такие культурные заведения как Историко-краеведческий музей, музей Макаренко, городская галерея, галерея Натальи Юзефович и т.д. Главные культурные мероприятия проходят в Городском дворце культуры, а также в дворцах культуры при предприятиях (дворец культуры КрАЗа, ДорМаша, НПЗ).

Образование можно получить в 6 училищах, Кременчугском Мелицинском Колледже, Летном колледже Национального Авиационного Университета, Кременчугском национальном университете им. Остроградского – крупнейший ВУЗ Полтавской области, в котором обучается свыше 9 тысяч студентов, Кременчугском университете экономики, информационных технологий и управления, Кременчугском институте Днепропетровского Университета экономики и права, ВПУ 7, а также представительствах других ВУЗов.

Для занятий спортом в городе действуют 3 ДЮСШ, спортивные комплексы («Политехник», «Вертолет», «Укртатнафта» и т.д.), многочисленные секции и частные тренажёрные залы («Антей», «Спартак», «Титан», «Атриум», «МТ-Спорт»).

Транспорт

В городе имеется два железнодорожных вокзала: "Кременчуг" и "Крюков-На-Днепре". Станция "Кременчуг" – одна из крупнейших на Южной железной дороге, находится на линии Харьков-Полтава-Знаменка-Одесса.

Прямое пассажирское железнодорожное сообщение Кременчуг имеет с Киевом, Харьковом, Москвой, Львовом, Одессой, Днепропетровском, Симферополем и другими крупными городами. Пригородные поезда ходят в Полтаву, Ромодан, Глобино, Хорол, Павлыш. В 2008 году был электрифицирован на переменном токе участок Кременчуг-Бурты-Користовка. В 2008 г. запущен «рельсовый автобус» для регулярного пригородного сообщения. Также город имеет большой порт на Днепре.

Достопримечательности

В районе действует 8 музеев на общественных началах исторического профиля, в которых насчитывается 10523 экспоната. На территории Кременчугского района обнаружено около 300 археологических памятников, 250 из них составляют курганы, 5 памятников природы, 7 памятников архитектуры начала XX века.

На 2003 г. на учете и под охраной государства находится 201 достопримечательность. Из них 72 памятника монументального искусства, 42 братские могилы и отдельные захоронения известных людей, 57 памятников архитектуры и градостроительства, 21 здание, связанное с важными историческими событиями и деятельностью известных лиц, 7 памятников археологии и 2 памятки садово-паркового искусства.

В Кременчугском районе 17 заповедных объектов. Площадь заповедного фонда 6511,75 га, что составляет 5,8% от территории района.

Объекты общегосударственного значения:

Заказник «Билецькивськи плавни».

Объекты регионального значения:

Региональный ландшафтный парк «Кременчугские плавни» (5080 га)

Объекты местного значения:

Ландшафтные: о. Стрелечья-2 балка «Широкая»

Ботанические о. Стрелечья-4

Геологические Скала – гранитный реестр

Озера

На правобережной части города находится несколько озер.

Скала, у бывших артскладов, это затоплении каменоломни XIX века

Озеро Лихорадка возле завода Кредмаш, бывший ставок царских садов

Искусственное озеро в Комсомольском парке с островком посередине

Затопленный карьер на Занасыпи

История Кременчуга

На территории современного Кременчуга обнаружено поселение периода бронзы (II-I тысячелетия до и н.э.). На берегу Днепра в 70-х гг. XIX века был найден клад римских монет, относящихся примерно к II-III векам н. э.

О самом Кременчуге и событиях, которые происходили вблизи города, упоминается во многих документах. В 1559 году воевода Даниил Адашев с 8000 воинами недалеко от Кременчуга на лодках, построенных в этих местах, спустился в устье Днепра, чтобы отразить нашествие крымских татар.

В 1590 году польский король Сигизмунд ІІІ издал универсал о сооружении Кременчугской крепости для подавления антифеодальных движений и защиты от нападений крымских татар, которые часто грабили украинские земли.

В 1625 году у озера Курукового (близ Кременчуга) реестровые казаки вместе с запорожцами во главе с гетманом Марком Жмайлом, нанесли поражение польско-шляхетскому войску гетмана С. Конецпольского. Поляки вынуждены были заключить мирный договор под названием Куруковского соглашения. Согласно этому договору, количество реестровых казаков увеличивалось до 6 тыс. человек. В документах об этих событиях впервые упоминается Крюков, который теперь является правобережной частью Кременчуга.

Против польского господства в 1638 году началось народное восстание под предводительством с Якова Острянина и Карпа Скидана. В жестоких боях повстанцы освободили много городов Левобережья, в т.ч. и Кременчуг. Однако силы были неравны, и в 1641 году отряды Иеремии Вишневецкого захватили Кременчуг. Но на этот раз уже недолго пришлось терпеть польский гнет.

Во время освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого из Кременчуга были изгнаны польские магнаты, и он стал сотенным городом Чигиринского полка. После смерти Хмельницкого казацкая старшина Кременчугской сотни предала и перешла на сторону Польши. Но казацкая беднота и ремесленники остались верными России. В 1662 году они героически выдержали осадка войск предателей. Позже им на помощь прибыли войска московского воеводы Г. Г. Ромодановского.

Непокорных кременчужан пытался утихомирить Иван Брюховецкий. Став гетманом Левобережья в 1663 роде, он тогда же ходил под Кременчуг и сжег его, но крепость с казаками, которые выступали против него, не мог взять и отошел в Гадяч. После Андрусовского соглашения 1667 Кременчуг включили в Миргородский полк.

В середине XVIII века в Кременчуг из Запорожской Сечи приезжал украинский художник П. В. Петрашив (1738 - 1772 гг.) Он тут расписал иконостас Успенской церкви и на заказ генерала создал ряд картин.

После освобождения Южной Украине от турецкого порабощения Кременчуг в 1765 году был объявлен губернским городом Новороссийской губернии.

В 1784 году с Новороссийской и Азовской губерний было создано Екатеринославское наместничество. Это событие торжественно отмечалась в Кременчуге. К наместничеству Кременчуг вошел как уездный город, хотя губернские учреждения в нем оставались до середины 1789 года.

В 1784 году в городе была эпидемия чумы, которая причинила много бед. Для борьбы с чумой в Кременчуг прибыл доктор медицины Д. С Сущинский. Он провел ряд смелых опытов, которые сделали известным его имя не только в России, но и за рубежом. Его научная работа - «Краткое описание микроскопических исследований в существе яда язвенного, который производился в Кременчуге» была издана в Петербурге в 1792 году. Неутомимый врач спас жизнь тысячам кременчужан.

В 80-х гг. XVIII века в Кременчуге жил и работал грузинский поэт Бесики (Виссарион Габашвили) В сентябре 1787 года к нему из Миргорода приезжал Давид Гурамишвили, который через земляков передал в Грузию свою книгу «Давитиани».

Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. город служил базой русских войск. Здесь строились корабли для Черноморской флотилии – фрегаты, канонерки т.д. Тогда же в Кременчуге был основан оружейный завод с литейным, кузнечным, слесарным и другими цехами. Среди рабочих было много русских мастеров, приехавших сюда из города Тулы.

Именно в эти годы в Кременчуге побывали крупные российские полководцы О.В. Суворов и М.И. Кутузов. Суворов командовал Кременчугской дивизией. Тяжело раненный в знаменитом Кинбургской битвы, он всю зиму и весну 1788 года лечился в кременчугском госпитале.

В связи с ликвидацией Екатеринославского наместничества в 1796 году Кременчуг был присоединен к Малороссийской губернии. А с 1802 года, со времени разделения Малороссийской губернии на Черниговскую и Полтавскую, он стал уездным городом Полтавской губернии.

Административно-территориальные изменения происходили и в самом городе. Еще раньше, в 1796 году, в Кременчуг был присоединен Крюковский посад. Объединение этих поселений и их выгодное расположение на водных торговых путях имело положительное влияние на развитие экономики. Кременчуг стал крупнейшим промышленным и торговым городом Полтавской губернии. В 1809 году здесь была построена суконная фабрика, в 1812 году – кожевенный завод, чулочная фабрика и некоторые предприятия. В 1839 году начал действовать механический завод, на котором работало около 300 чел. Через 5 лет на заводе была установлена паровая машина. Предприятие в основном изготовляло сельскохозяйственные орудия труда - плуги, молотилки и т.д.

Правобережная часть города (Крюков) превратилась в центр соляной торговли. Сюда с юга приезжало очень много чумацких повозок с солью и рыбой. Для этого товара были сооружены специальные составы. Кроме ежедневной торговли в городе по пятницам и воскресеньям происходили огромные ярмарки, где продавались сукно, шелковые ткани, виноградные вина, золотые и серебряные изделия, табак и другие товары.

С развитием промышленности и торговли быстро росло население города, менялось его лицо. Если в 1798 году здесь проживало 9427 человек, то в 1835 году - 18 880 человек.

В 1804 году в Кременчуге с 963 домов было всего 2 каменных. Улицы были неупорядоченные. Иную картину Кременчуга изобразил автор «Записок о Полтавской губернии" Н. Т. Арандаренко через 42 года. Он писал, что «Кременчуг является лучшим городом губернии. Улицы здесь равные, прямые, довольно широкие, некоторые из них вымощены брусчаткой, многие дома каменных, красивых архитектурой».

С историей Кременчуга связана деятельность многих выдающихся людей нашей страны. В 1800 году житель Раводановський начал сооружение изобретенной им подводной лодки. Целыми днями он трудился на берегу Днепра, но у него не хватило средств, чтобы довести задуманное дело до конца. Раводановський обратился к царскому правительству за помощью. Однако правительство не сочло нужным поддержать изобретателя. До нас не дошел проект этой подводной лодки. Но те документы, которые сохранились, свидетельствуют, что это был талантливый и смелый замысел. Раводановський, собственно, стал вторым в России изобретателем подводной лодки после крепостного Ефима Никонова.

По проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги в 1809 году в Кременчуге сооружается Соборный храм в классическом стиле и оригинальное по архитектуре здание для наблюдения за движением судов на Днепре.

С мая 1819 по март 1820 в Кременчуге служил начальником штаба 3-го пехотного корпуса поэт-партизан Денис Давыдов.

В 20-х гг. XIX века в Кременчуге находились декабристы С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, М.Ф. Орлов, П.И. Пестель, М.И. Муравьев-Апостол. Сохранилось письмо М.П. Бестужева-Рюмина из Кременчуга от 19 февраля 1821 к П.Я. Чаадаеву, в котором остро разоблачается и осуждается жестокий режим муштры в царской армии.

Дважды посетил Кременчуг великий русский поэт А.С. Пушкин. Впервые он проезжал через город в 1820 году, когда царское правительство высылал его на юг, в Екатеринослав. Вторично поэт посетил город в 1824 году, возвращаясь из ссылки в село Михайловское.

Путешествуя по Днепру в 1843 году на Запорожье, в Кременчуге останавливался и Тарас Шевченко. Во время второй поездки на Украину Кобзарь еще раз посетил город. Здесь он записал народную легенду о кременчугском чумаке, впервые проложил прямой Ромодановский путь от Ромодана к Кременчугу. А в повести «Капи-Таншу» он вспоминает о большое наводнение 1845 года, когда «до половины разрушили город Кременчуг, а Крюков остался невредим». В одном из попутных альбомов поэта сохранилась записанная народная песня «Плывет щука из Кременчуга».

После реформы 1861 года в Кременчуге заметно ускорилось развитие капитализма. Возникали новые фабрики и заводы, перестраивались старые предприятия. Большую роль в развитии экономики города играло наличие железнодорожного моста через Днепр, построенному в 1873 году. Характерно, что если раньше сооружались преимущественно небольшие предприятия, где работала незначительное количество рабочих, то после реформы капиталисты начали закладывать все большие промышленные объекты с более сложным механическим оборудованием. В конце XIX века в Кременчуге были построены механические и лесопильные заводы, деревообрабатывающий комбинат, Крюковские вагоноремонтные мастерские, городская электростанция.

В Кременчуге родился и жил украинский филолог, архитектор и этнограф А.А. Котляревский (1837-1881 гг.), Работали член-корреспондент Российской Академии наук П.Г. Житецкий (1836-1911 ггp.), Украинский композитор, автор «Украинская симфонии» Н.Н. Калачевский (1851-1910 гг.) Сюда на гастроли приезжали выдающиеся деятели украинского театрального искусства П.К. Саксаганский и И.К. Карпенко-Карый.

Кременчуг - огромный промышленный город (224 тыс. жителей, а с городами-спутниками и все полмиллиона) в сотне километров от Полтавы, Кировограда (Кропивницкого) и Днепр(опетровск)а. С показанной Полтавой он соотносится примерно как Череповец с Вологдой: там - административный и культурный, а здесь - экономический и транспортный центр. Но уникальность Кременчуга в том, что он стоит на двух берегах Днепра примерно в том месте, где историческая Малороссия сменялась исторической Новороссией, и это показательно: от знакомых киевлян слышал, что по результатам выборов в Кременчуге безошибочно прогнозируются результаты выборов по всей Украине. А вот в плане достопримечательностей тут, скажем прямо, откровенно скучно...

Из Полтавы в Креченчуг я ехал на частной маршрутке, телефон которой узнал на одной из полтавских автостанций. В салоне крутили кино, и что характерно, на русском. Я больше смотрел в экран, чем в окно, маршрутка подпрыгивала на колдобинах одной из убитейших дорог, что я знаю (не львовское Прикарпатье, конечно, но сравнимо), однако в какой-то момент краем глаза я увидел, что пейзаж за окном изменился:

Кременчуг, в отличие от едва ли не всех показанных ранее в этой серии городов, не имел древнерусского прошлого. Но с 14 века, побед Литвы над Золотой Ордой, на этом месте известен рыбацкий хутор, близ которого в 1550 году был создан "речной загон" (база казацкой флотилии, державшая под контролем татарские переправы), а в 1637 году - крепость, вместе с Кодаком (прототип ) державшая под прицелом уже Запорожскую Сечь. Запорожцы, конечно, тоже не растерялись, и в том же году на правом берегу Днепра возникла казацкая слободка Крюков, ну а дальше казаки и вовсе погнали поляков. При Гетманщине Кременчуг уже числился городом, но фактически он оставался глухой периферией до 1764 года, когда в российских столицах впервые было сказано - "Новороссии быть!". На землях Дикого поля, на запорожских кочевьях, к которым добавились колонии сербов-граничар , была учреждена Новороссийская губерния, и Кременчуг как самый нижний на тот момент город на Днепре стал её центром, и формально оставался таковым до 1783 года, а фактически - и до 1796, пока ниже по Днепру строился Екатеринослав. Потом Кременчуг и вовсе вернули Малороссии, и с 1802 года он стал уездным городом Полтавской губернии. Но те 30 лет не прошли даром - город успел разбогатеть, обрасти связями и традициями, и не спешил сдавать позиции, к началу ХХ века с населением 61 тысяча человек оставаясь крупнейшим городом всей Левобережной Малороссии, превосходя губернские Полтаву и Чернигов. Но увы - тот город был стёрт с лица земли войной а в позднесоветское время окончательно переродился в индустриальный гигант. В 1958 году выпустил свой первый грузовик знаменитый КрАЗ, в 1960 дала первый ток Кременчугская ГЭС в Светловодске (тогда он назывался Хрущёв, пока сам Никита Сергеивич не отменил это название, подчинившись им самим же принятому закону), в 1966 заработал крупнейший на Украине нефтеперерабатывающий завод (по мощности сравнимый , но только работает он сейчас на 25-30%), в 1970 - Комсомольский горно-обогатительный комбинат, важнейший наряду с поставщик сырья для украинской металлургии, для которого специально построили город Комсомольск, недавно шумно переименованный в деревню Горишни (Верхние) Плавни. То есть, что мы имеем по сути: абсолютно среднеукраинский по истории и расположению город с абсолютно восточно-украинской индустриальной современностью.

По Кременчугу у меня получилось две прогулки - я приехал сюда в сумерках, выжал из них всё что мог дотемна, да уехал на такси в фиговенькую гостиницу где-то в глубине завокзальной промзоны. Утром я пошёл гулять буквально с первыми лучами солнца - до вечера предстоял непростой автостопный рывок на Кировоград через Чигирин с прогулками по трём городам, и на счету была буквально каждая минута. Вокзал я проходил, однако, в обоих прогулках, и уже толком не помню, на каких кадрах утро, а на каких - вечер.

Железная дорога пришла сюда в 1870 году, та же самая, что и в Полтаве, магистраль Харьков-Николаев и даже с таким же точно вокзалом. Более того, - магистраль с 1888 года была фактически Либаво-Кременчугской, связуя Балтику не просто с украинской житницей, а с Днепром и стало быть Чёрным морем. Старый вокзал, такой же, как в Полтаве, был разрушен в войну:

За вокзалом - промзоны, одноэтажные предместья, далёкие микрорайоны, известные под общим звучным названием Занасыпь, и с привокзальной площади туда ведёт 350-метровый извилистый путепровод:

Привокзальная, а некогда Ярмарочная площадь отмечена Георгиевской часовней. Она была в 2006 году построена железнодорожниками в память Георгия Кирпы , министра транспорта Украины, по происхождению (Хмельничина) и карьере (Львовская железная дорога) явного западенца, но при этом умеренно-пророссийских взглядов. Бесспорно и то, что "Укразализница" при нём процветала, что я сам очень хорошо помню по визитам на Украину в 2004 году, да и построили при нём - и России тогда не снилось ни таких дорог, ни таких поездов и вокзалов. Не раз сталкивался с мнением, что именно Кирпа мог быть потенциальным спасителем Украины, который обеспечил бы стране развитие, не допустил бы поляризации и не дал бы разгуляться олигархической игре престолов. Но после выборов 2004 года Кирпа застрелился, и если это правда было самоубийство (в чём, как нетрудно догадаться, есть большие сомнения), то может быть он просто понимал, на какую кривую дорожку встала его страна? И как же показательно, что часовней его увековечили здесь, в Медианном городе.

В основном центр Кременчуга выглядит так, и откровенно говоря, это один из самых унылых городов, что я видел. Старый город был разрушен войной, а большая индустрия пришла сюда лишь при Хрущёве и Брежневе, поэтому облик Кременчуга определяют пятиэтажки и самый примитивный вариант сталианса, у подножья которых то и дело попадаются "уездные" домики. При этом город ухожен, оживлён (не в 6 утра, конечно, когда снят этот кадр) и явно богат - здешние заводы, особенно машиностроительные, исправно работают, а потерю рынков им хоть частично смогла компенсировать армия.

Кременчуг делится на два района - Автозаводский и Крюковский, разные настолько, что я бы их назвал отдельными сросшимися городами. Границей их логичнее всего представить Днепр, но нет: Крюковский район помимо заречного Крюкова включает и центр Кременчуга с вокзалом, Автозаводский же охватывает промышленные районы КрАЗа и нефтезавода вдали от реки. Обе мои прогулки начинались от вокзала, но в разные стороны и к разным районам.

Прогулка первая, вечер . Автозаводский район .

От вокзала по прямой уходит короткая шумная улица Халаменюка, и напротив привокзальной площади - превосходящая её размером парковка перед торговым центром "Амстор". Тогда я покупал в нём ужин, а сейчас на викимапии он отмечен закрытым. Дальше по улице - ДК "Кредмаш", и я долго ломал голову над тем, что же за технику он делает (банковское оборудование?), пока не понял, что это значит "Кременчугский завод дорожных машин", выпускающий асфальтосмстильные установки. Он зародился ещё в 1870-е годы, тогда выпуская, как и большинство машиностроительных заводов Юга, сельхозинвентарь. Его маленькая площадка - сразу за ДК, а от фасада ДК начинается Соборная улица (на момент поездки - Ленина), которая пригодится нам во вторую прогулку.

С другой стороны завода - Городской сад, заложенный ещё Потёмкиным в 1787 году, к визиту Екатерины II в тогдашний центр Новороссии:

Напротив - сквер "Космос" с простенькой Троицкой церковью (1999) и монументом комсомольцам (1972), не знаю, декоммунизированным с тех пор или ещё нет.

Церковь гораздо интереснее смотрится "в профиль ", чем со стороны апсиды, но ближе к ней я не подходил. Это преемница старой Троицкой церкви (1915), снесённой ещё в 1930-е годы. Ныне мне встречался оборот церковь Троицы на Электростанции:

Сама электростанция - чуть дальше, за хитрой пятилучёвой развязкой, отделяющей Автозаводский район, вглубь которого уходит широкий до просторного проспект Свободы,на момент поездки ещё бывший проспектом 60-летия Октября - именно к этому времени, судя по внешнему виду, и сформировался район.

А с электростанции и пожарного депо он судя по всему начинался - хотя сама электростанция потянет на 1920-е годы, а пожарный комплекс и вовсе на дореволюционку, на самом деле всё это было построено к 1950 году:

Граффити на стене электростанции с тенями поверивших людей:

Большая часть проспекта Свободы выглядит так, и мощь брежневских районов в промышленных городах Украины неизменно впечатляет:

Минут 20 я шёл до следующей площади у развилки дорог на Полтаву и Киев:

Тут есть "Макдональдс", но я сфотографировал не его:

Напротив фонтана - мемориал "Вечно живым" (1973) на месте одного из лагерей военнопленных. Их в Кременчуге было несколько, и погибло в них до 100 тысяч человек. Здесь герой сюжета - военный врач, который в развёрнутом немцами госпитале тайком лечил и раненных пленных, за что в итоге был казнён.
Кременчуг по украинским меркам столь богатый город, что может позволить себе поддерживать вечный огонь:

Мемориал открывает Жилгородок (1950-52), своего рода исторический центр Автозаводского района. На ту же площадь выходит типовой послевоенный Дворец Культуры КрАЗа:

Чуть солиднее смотрятся промышленные корпуса всяческих старых мельниц да фабрик:

А вот из храмов уцелел лишь старый костёл (1910), в 1990-х годах ставший православной Никольской церковью:

В одном из дворов близ главной улицы притаилась синагога, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся новоделом:

Не вполне очевидно, что почти половину населения уездного Кременчуга, то есть порядка 30 тысяч человек, составляли евреи, и среди уездных городов более крупной общиной мог бы похвастаться только . Здесь было 3 хоральных синагоги и 30 молельных домов, но и не нашлось прославленного хасидского цадика или писателя на идиш, поэтому о былом масштабе не напоминает ничего.

А вот православных храмов в Кременчуге было немного (). Например, Спасо-Преображенская церковь (1801-20) среди бескрайних кварталов мещанских домов:

И хотя на их месте теперь многоэтажки, из многих двориков совершенно чеховский уездных дух не выветрился по сей день:

А кое-где мусорные баки, облик которых точнее всего описывает слово "ку":

Теперь пройдёмся в сторону Днепра по главной улице - ныне Соборной, при Советах Ленина, а во времена оны и вовсе Екатерининской. В километре от уже знакомого ДК "Кредмаша" она проходит между сталинок-"ворот":

По соседству обязательная в промышленном городе сталинка с башней:

А дальше между Соборной и параллельной ей улицей Игоря Сердюка раскинулся бывший Октябрьский сквер, а в июле переименованный в сквер Олега Бабаева . Последний, с совершенно невероятным отчеством Майданович - не герой Небесной Сотни или АТО, а местный градоначальник, убитый киллером летом 2014 года, и не берусь предполагать, кому именно он помешал и насколько был популярен в народе. В сквере памятник Солдату-освободителю, поставленный в 1949 году, когда вокруг ещё лежали обгорелые руины:

В конце бульвара - памятник жертвам репрессий да пара старых домиков: отсюда до Днепра их концентрация будет наибольшей. Кадр снят по сути дела с их бывшего двора, а выходящие на параллельную улицу Игоря Сердюка фасады я умудрился проглядеть. Левый принадлежал кондитетру Силаеву , правый - бургомистру Казачеку . Но самое странное здание этого бывшего дворика - башенка, похожая на уделанную при Советах часовню, ныне занятая кафе:

Впереди ещё одна, зареновированная башня:

Ещё один кусок дореволюционки с мозаикой на бывшем брандмауэре:

За следующим перекрёстком - банк (1900-03):

На первый взгляд кажется странным, что приречная часть города сохранилась лучше районов вдали от Днепра. Но дело в том, что сильнее всего война разрушала города на западных берегах рек - на восток немцы шли блицкригом, на запад отступали, цепляясь за каждую пядь, и скорее всего, потеряв укреплённые окраины, из прибрежных предпочли отойти к укрепленным позициям за Днепр, не дожидась, пока Красная Армия начнёт топить их в реке. На задворках банка - очень трогательные памятник "Первый день после войны", а сами задворки обращены на пустынную площадь Победы:

Напротив него до майдана стоял явно не типовой Ильич. Вид его "пенька" промежуточный между областным центрами (где они обычно разрисованы сюжетными граффити да расписаны стихами) и глубинкой (где они стоят сиротливо).

Слева - памятник борцам Революции (1938), не знаю, целый ли ещё спустя почти год. Судя по всему, в названии площади речь идёт о победе в Гражданской войне:

До Великой Отечественной же здесь стоял главный храмовый комплекс узедного Кременчуга - Успенский собор (1808-14) авторства Джакомо Кваренги и зимняя церковь-колокольня Александра Невского (1858-63):

И Александровское реальное училище (1878), теперь колледж. Вообще, складывается впечатление, что действительно красивым уездный Кременчуг никогда не был, а представлял собой что-то вроде Кривого Рога или Сургута, только 19 века - большой и богатый город, не слишком заботившийся о своей внешности. Обзор сохранившихся памятников архитектуры есть в украинской википедии .

Мы всё ближе к ближе к речному фасаду, к переходу с Левого берега Украины на Правый. Ниже площади Победы - Приднепровский парк, в котором много и вполне ухоженных углов, но мне больше запомнился расписанный загадочными надписями заброшенный кинотеатр. Загадочная надпись "Слоны не сдохли" видимо напоминает вот об этом эпизоде , когда в одном из скверов Кременчуга паслись цирковые слоны.

А на краю парка - старейшие постройки Кременчуга, комплекс Штаба военных поселений (1853-54) на месте и возможно с фрагментами ещё более старых Присутственных мест Новороссийской губернии:

На каменистый днепровский берег я вышел, к счастью, ещё до этого эпизода, поэтому заснял его спокойно. Днепр здесь в своём естетсвенном русле, и скажем прямо - не очень-то широк, дай бог если полкилометра. Посредине - скалистый островок Фантазия, где наверное хорошо уединяться на противоположной городу стороне:

Под Приднепровским парком - гранитная набережная как бы не 18 века, по крайней мере на дореволюционных фотографиях она есть:

В конце которой - Гранитный реестр, то есть скала, на плоском камне которой с конца 18 века фиксируется уровень наводнений. Такие были и в других городах, например под Запорожьем, но большинство из них с постройкой ГЭС ушли в воду навечно, этот же скорее всего, напротив, не затопит уже никогда:

Я пошёл вниз по течению. Речной вокзал выглядит "с иголочки", хотя пассажирских судов здесь нет уже давно. Дореволюционный же Кременчуг был одним из крупнейших портов Днепра, и даже первый трамвай в нём ходил от вокзала до пароходной пристани:

За пустынным пляжем виднеется Крюковский мост, а значит пришло время перейти через Днепр:

Что я и сделал на маршрутке, фотографируя из её заднего окна. Мост построен в 1945-49 годах, и роскошные пилоны с двух концов напоминают, что этот ещё и памятник Победе. Длина его на самом деле не очень-то велика - 1,2 километра, но субъективно мост кажется грандиозным. Ниже по течению в воде ещё остались фргменты опор старого моста, построенного в 1872 году для Харьковско-Николаевской железной дороги.

Правый берег встречает памятником (1940) матросам Днепровской флотилии, воевавшим на гражданской войне, и плакатом-свидетельством новой войны.

Крюковский посад оформился напротив Кременчугской крепости ещё в 17 веке, и первыми жителями его были запорожцы, приглядывавшие, точа сабли да покуривая трубки, за поляками, которые приглядывали с бастионов Кременчуга за ними. В 1752-64 годах здесь расквартировались граничары Новой Сербии, с упразднением которой Крюков стал местечком Новороссийской губернии, а с её упразднением - был включён в состав Кременчуга. Говорят, фактически местное самоуправление работало до 1817 года, отказываясь подчиниться управа за рекой, но в любом случае Кременчуг стал первым городом на двух берегах Днепра - перешагнул реку лишь в конце 19 века, Киев и Запорожье так и вовсе только при Советах, а и города одного берега даже сейчас. Но по ощущениям Крюков - всё ещё другой город, более тихий, сонный и ветхий, чем совершенно областной по ритму жизни Кременчуг. Есть здесь и свой индустриальный гигант - Крюковский вагонзавод , основанный с приходом железной дороги в 1768 году и со временем ставший одним из главных в СССР. Он стоит довольно далеко от Днепра, фасадом обращён в противоположную центру сторону к призаводской слободке Раковка, но я туда уже не поехал, тем более завод считается военным и рисковать спалиться ещё и там мне совсем не хотелось.

От моста вглубь узкого треугольного Крюкова ведёт длинная улица Ивана Приходько , и здесь это название до некоторой степени колониальной - в честь наиболее успешного директора левобережного КрАЗа: "Крюков - це Кременчук!". В её начале преобладают сталики - здесь, в отличие от центра, приречная часть была разрушена сильнее:

И Чуркина (1901) с чрезвычайно красивым фонарём:

Не дом, но ворота. За железной дорогой есть ещё один Успенский собор (конечно же, не чета погибшему левбережному) и дом-музей Антона Макаренко , молодость проведшего в Крюкове.

Но в основном Крюков выглядит так:

На станции Крюков из старины остался лишь вот этот домик с заложенными окнами:

Старый вокзальчик был явно типовой, но всё же поинтереснее того, что на его месте ныне:

Самое же примечательное здание района - ДК имени Котлова (1925-27) в запоздалом до советских времён, но совершенно узнаваемом стиле украинского модерна:

И в общем я согласен с тем, что многого в Кременчуге не увидел. Но я спешил и был уставшим, и в ситуации, когда этот приезд на Украину вполне может оказаться последним, откровенно жалел времени, потраченного на Кременчуг. Может, приедь я сюда неспеша на денёк, впечатление было бы иным, но мне Кременчуг запомнился самым унылым из крупнейших городов Украины.

У памятника бойцам Днепровской флотилии, на тихой улице между многоэтажками и днепровскими плавнями, я поймал ПАЗик до города гидроэнергетиков Светловодска, долго взбиравшийся на холмы высокого правого берега, с которых за деревьями то и дело открывалась синяя гладь водохранилища. В Светловодске же я перескочил на маршрутку в сторону Чигирина, намереваясь проехать в ней докуда возможно и в сам Чигирин дальше прорываться автостопом. О том, что из этого вышло - в следующей части. Конец уже близок, а я от всей этой темы устал ещё больше, чем вы...

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь - см. оглавление.
Малоросское кольцо - посты будут.
. Детинец..
. Улица Соборности.
. Центр.
. Окраины.
. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Город на двух берегах.
Чигирин и Субботов. С чего всё начиналось...
Кировоград (ныне Кропивницкий). Большая Перспективная.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Улицы старого города.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Предместья.
Киев до и после Майдана - посты будут.

История города Кременчуга уходит корнями в далекое прошлое, хотя первые документальные упоминания о населенном пункте появляются лишь в XIV веке. История города начинается от 1638 года с момента сооружения Кременчугской крепости, разработчиком которой был французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан. Официальной датой основания города считается 1571 год, когда польский король Август Сигизмунд II подписал универсал о необходимости строительства защитной крепости в урочище Кременчуг. Впоследствии, до середины XVIII века, Кременчуг являлся казацким местечком, позже вошел в состав Новороссийской губернии. С конца XVIII века начинается зарождение промышленности в городе. Город быстро развивается, расширяется торговля, открывается пароплавное сообщение, строится железная дорога и мост через Днепр. В течение XIX века Кременчуг становится крупным промышленным городом.

По украински - Кременчук
Почтовый индекс: 39600
Телефонный код: +380 536
Населения: 225.996 чел (2010),
/ г. Кременчуг

Сегодня Кременчуг является одним из важнейших промышленных центров Украины, входит в состав крупнейшей Кременчугской агломерации, специализирующейся в сфере транспортного машиностроения, энергетики, химической, горнорудной и нефтеперерабатывающей промышленности. В пределах Кременчуга расположено несколько объектов природно-заповедного фонда местного значения, также с городом граничит заказник общегосударственного значения «Белецковские плавни».

Достопримечательность Кременчугского района:

В 1938 году в Крюкове около моста через реку Днепр на улице Карла Либкнехта, сооружен был памятник, который посвящался матросам Днепровской флотилии. Гранитный постамент изображает скульптурную группу: один моряк - в полный рост, в руке граната, а другой за пулеметом. На постаменте высечена фраза: «Памяти отважных моряков, павших в годы гражданской войны за власть Советов, 1918-1919».

В 1945 году был восстановлен разрушенный фашистами памятник. Авторами памятника являлись самодеятельные скульпторы Г. Дзюба и Молчанов. После реконструкции, в 1988 году, памятник принял нынешний облик. Авторами проекта были скульпторы Н. Посикира и П. Чечель.

Составляли костяк флотилии матросы-балтийцы, которые прибывали из Кронштадта в Кременчуг. Командующим флотилией был матрос А.В. Полупанов. Большая помощь в организации флотилии была оказана В.А. Мягким, которого в 1919 году избрали делегатом на VII съезд Советов. На бронепоезде №8 размещался штаб флотилии. Флотилия активно участвовала в боях против многочисленных банд и деникинцев. В сентябре в 1920 году в тяжёлой битве матросы большому отряду бандитов не дали возможности переправиться на левый берег реки Днепр, где они должны были соединиться с махновцами. В память о моряках-героях и был возведен этот памятник.

Обелиск на могиле мостостроителей. На другой стороне дороги от памятника, посвященного революционным матросам Днепровской флотилии на могиле мостостроителей стоит скромный обелиск. Они погибли при подрыве во время ледохода на реке Днепр ледяных полей 30 марта в 1946 году. Ценой собственной жизни 4-ро воинов-сапёров в то время строившийся железнодорожный мост через реку Днепр спасли от разрушения, тем самым обеспечив его скорейшее восстановление. Благодаря восстановленному мосту открыты были бесперебойное движения поездов по направлению Южной железной дороге в сторону Одессы, Знаменки, а с юга - на Ромодан и Харьков.

Стела в честь четырехсотлетнего юбилея города. В сентябре в 1971 году на площади Революции в память о 400-летнем юбилее города установлена была стела, которая представляла собой 4 восемнадцати метровых пилона, увенчанные молотом и серпом. Стелу украшают изображения Герба города и старого, и нового. Авторами памятника были Кременчугские художники Л. Сидоренко и А. Котляр. Пилоны, которые символизируют 4 столетия, облицованы листами из нержавеющей стали. Всё, устремлённое в высь, сооружение смотрится торжественно и легко. Оно сразу получило статус символа нового Кременчуга, и его визитной карточкой.

Кременчуг - город в Полтавской области Украины, является административным центром Кременчугского района.

Город стоит на главной водной артерии страны - на Днепре. Агломерация города входит в первую десятку самых больших по Украине и составляет почти полмиллиона человек. У города есть свои символы - флаг и герб. На флаге расположены три горизонтальных полосы - синяя, белая и синяя. Белая полоса означает Днепр, протекающий через город. На гербе изображен щит, увенчанный городской короной с тремя башнями.

Город имеет татарские корни. Одна из гипотез происхождения его названия гласит, что имя город получил от слова «керменчук», что по-татарски значит «маленькая крепость». Крюков посад, который теперь входит в состав Кременчуга, находится недалеко от места, где скорее всего был заключен куруковский договор.

Сегодня город официально поделён на два района: Крюковский и Автозаводской. Кременчуг вытянут с юга на север, а его ширина не превышает 8 километров. Левобережная и правобережная части города соединяются с помощью Крюковского моста через Днепр. Основная часть жителей и городских предприятий находится на левом берегу.

На правобережье выделяют районы «Крюков» и «Раковка». Первый прилегает к мосту, в нем расположены вагоностроительный и сталелитейный заводы, застроен он «хрущёвками» и «сталинками». Второй район моложе и расположен он ниже по течению реки. На левом берегу выделяют «Центр», «Щемиловку», «Реевку», первую, вторую и третью «Занасыпь», «Нагорную часть» и поселок «Молодежный». Город пересекают две важных магистрали: «Днепропетровск - Киев» и «Александрия - Харьков».

В городе сосредоточены перерабатывающие и машиностроительные предприятия, его вклад в бюджет страны составляет 7 %. Функционируют нефтеперерабатывающий завод, вагоностроительный завод, автосборочный и колесный, завод дорожных машин, сталелитейный. Работают мясокомбинат, хлебозаводы, швейные фабрики, молокозавод, крупные кондитерские фабрики: «Лукас», «Салекс», «Рошен» и «Романтика». Выше по течению находится Кременчугская ГЭС и водохранилище. В городе есть культурные учреждения, например, Историко-краеведческий музей, городская галерея, музей Макаренко. Городские культурные мероприятия проводятся в Городском дворце культуры им. Петровского или во дворцах культуры при предприятиях. Образование горожане могут получить в шести училищах, медицинском колледже, лётном колледже, железнодорожном техникуме, университете экономики, информационных технологий и управления и в представительствах других вузов. Для занятий спортом открыты спортивные комплексы и три спортивные школы для детей, многочисленные тренажёрные залы и секции. Кременчуг является крупным железнодорожным узлом Украины, имеет аэродром и крупный порт на Днепре. В городе работают два железнодорожных вокзала: Крюков-на-Днепре и Кременчуг. На Южной железной дороге станция Кременчуг является одной из крупнейших.

Пассажирское сообщение город имеет с Киевом, Москвой, Харьковом, Одессой, Симферополем и Днепропетровском. Для пригородного сообщения в 2008 году был запущен рельсовый автобус. Трамвай в городе появился в 1899 году, трамвайный парк включал 16 моторных вагонов. К моменту Октябрьской революции протяженность трамвайных путей достигала 12 километров и в городе действовало три маршрута.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook