Один из прекраснейших в России – кремль Ростова Великого. Кремль Ростовский: описание, история

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Ростовский кремль.
    Архитектура Ростовского кремля.

    Ростов Великий достигает наивысшего могущества незадолго до татаро-монгольского нашествия - в начале XIII века, а затем быстро и незаметно сходит с политической арены, превратившись в небольшой уездный город Ярославской губернии.

    Центром архиепископии, а затем и митрополии он оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев монастырь , который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо .

    Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, впрочем, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве , Кирилло-Белозерском монастыре и других местах.

    Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это Архиерейский дом, строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

    Возведение его было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы Сысоевича из Москвы , где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном , считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное строительство. Новые сооружения, преимущественно храмы, возникли в ростовских Авраамиевском монастыре , Спасо-Яковлевском монастыре , Белогостицком, Борисоглебском и угличском Воскресенском монастыре .

    Ростовский кремль строился мастерами, имен которых история не сохранила, - до нас не дошли документы 1660- 1680 годов. Но зато известны имена многих опытных каменщиков и плотников, возглавлявших артели мастеров из 15- 20 человек в начале 90-х годов XVII столетия. Они выполняли очень ответственные заказы в монастырях города и, без сомнения, принимали участие в возведении сооружений кремля. И мы просто обязаны вспомнить добрым словом каменщиков Гаврилу Севостьянова, Степана Леонтьева, Гаврилу Харитонова, Степана Горбунова, плотников Льва Павлова, Василия Комова, Михаила Поникарова и других умельцев, чьим трудом люди любуются вот уже на протяжении трехсот лет. Кремль - широко известный архитектурный памятник, символ таланта русского народа. Над всем Ростовом возвышается могучая компактная группа сооружений: причудливые силуэты островерхих башен, дымников, церквей манят к себе своей красотой и загадочностью.

    Ансамбль расположен на небольшой возвышенности невдалеке от озера Неро . Эта площадь по традиции была местом строительства двора епископа с прилегающими к нему постройками. На протяжении нескольких столетий, начиная с XI века, деревянные строения периодически сменяли здесь Друг друга, пока наконец в XVI веке не было построено несколько каменных сооружений, часть которых дошла до наших дней. И среди них - величественное здание Успенского собора, самого выдающегося памятника Ростовского кремля.

    Выйдем на соборную площадь - древнейшее ядро города Ростова. Над ней не один раз гудел вечевой колокол, призывавший ростовцев к борьбе с завоевателями. На этой же площади на заре христианизации Северо-Восточной Руси был построен первый в ростовском крае храм. Тот, который стоит сейчас перед нами - пятый по счету на этом месте.

    Сведения о строительстве каменного собора в Ростове противоречивы. Как уже отмечалось выше, по свидетельству Киево-Печерского патерика, первый собор в Ростове построил еще в конце XI века Владимир Мономах. Особенности плана и невероятное сходство размеров существующего собора с киевским (при ширине более чем в 20 метров разница составляет всего лишь 11 сантиметров) дали основание предположить, что он стоит на основании Мономахова собора. В 1954 году известный исследователь зодчества Северо-Восточной Руси профессор Н.Н. Воронин проводил в Успенском соборе раскопки, но никаких остатков собора Владимира Мономаха не было найдено. Если он и существовал, то либо, как предположил Н.Н. Воронин, стоял на другом месте, либо же это является легендой.

    Русские же летописи отмечают, что в Ростове в 1160 году сгорела Успенская соборная церковь, построенная «от древес дубовых» еще в 991 году - через три года после принятия Русью христианства. Сооружение это было, видимо, настолько красивое, что летописец восклицает: «и бе (была) чюдна и зело преудивлена, такова убо не бывало и потом не вем, будет ли».

    Летописные данные убедительно подтверждают археологические находки. В 1992 году А.Е. Леонтьев проводил раскопки у северной стены собора. В раскопе, на глубине 3,7 м от современной поверхности были найдены и следы пожара, и обгоревшие деревянные детали кровли, и несколько дубовых плах, а также кованые гвозди.

    На месте сгоревшего храма зодчие Андрея Боголюбского в 1161-1162 годах ставят новый, белокаменный. Это было первое монументальное сооружение Ростова, и строилось оно теми же мастерами, что возводили Успенский собор во Владимире и дворцовый комплекс князя Андрея в Боголюбове .

    Простояв всего 42 года, здание рухнуло во время большого пожара 1204 года, поэтому о внешнем облике его нам ничего не известно. Но, возможно, уже в нем нашли свое начало те пропорции, формы и декор, которые затем достигли высокого совершенства в зодчестве города Владимира . Обнаруженные при раскопках фрагменты белокаменной резьбы подтверждают это предположение.

    Восстановление разрушенного собора началось в 1213 году при князе Константине. Строительство его было долгим и нелегким. Закончилось оно только в 1231 году уже при сыне его, князе Василько.

    Новое сооружение - одноглавое, с золоченым шлемом, в плане повторяло храм Андрея Боголюбского, но несколько расширялось к западу; кровля его была крыта оловом, а пол устлан цветными майоликовыми плитками - «моромором красным». О тогдашнем декоративном убранстве его до недавнего времени судить было невозможно, предполагалось только, что при возведении храма образцом для ростовских зодчих служила архитектура города Владимира, великолепие которой должно было по замыслу строителей поражать воображение людей XIII века.

    Второй белокаменный собор начала XIII века не сохранился. Простояв около двухсот лет, он в сильный пожар 1408 года обрушился. В тот год 21 июня большой силы буря прошла над Ростовом . Одновременно возник пожар, в результате которого погибло много церквей, княжеский и боярские дворы. Сгорел и Успенский собор. Кровля его расплавилась, а своды и стены обрушились: «комары великие подоша и лоб позлащенный паде вниз... такова пожара велика в Ростове , - отмечает летописец, - не бывало за двести лет».

    В 1411 году ростовский архиепископ Григорий восстанавливает сооружение вновь. Кровля и главы соборной Церкви были покрыты свинцом, а пол в интерьере выстлан белыми плитами. «Яко невесту украси ю (ее)» Григорий иконами и драгоценной церковной утварью. Но и этот, уже четвертый по счету собор не дошел до наших дней. Что с ним случилось и когда возник ныне существующий, источники умалчивают. Не одно поколение ученых пыталось разрешить эту загадку, но никаких документов так никому найти и не удалось. Судя по архитектурным формам он не мог быть построен в XV веке. Его облик сродни двум сооружениям второй половины XVI века: Успенскому собору в Троице-Сергиевой лавре и Софийскому - в Вологде . Так и Н.Н. Воронин предположил, что ростовский собор был построен во второй половине XVI столетия, после того, как в 1587 году город стал центром митрополии.

    Однако изыскания последних лет несколько изменили представление о древности этого храма. На основании сопоставления его стилистических особенностей с другими, более древними соборами некоторые исследователи предполагают, что Ростовский собор был построен в начале XVI века. Эта датировка, видимо, близка к истине, хотя ее надо принимать с некоторыми оговорками, поскольку письменного, документального подтверждения не найдено. Не разрешают этот вопрос и археологические материалы, хотя они подтвердили существование всех предыдущих соборов.

    В конце XIX столетия в южной апсиде собора был обнаружен придел Леонтия. Когда-то его засыпали землей, на поверхности оставались только начала двух белокаменных узких лестниц, ведущих под землю: из центральной апсиды - с севера и из основного помещения - с запада. В 1884 году землю из придела удалили, и оказалось, что он расположен на несколько метров ниже пола всего храма. В южной стене открыли аркосолий с белокаменной гробницей епископа Леонтия. Таким образом, в 1884 году нашлись остатки первого белокаменного собора 1161-1162 годов.

    До середины XX века об истории строительства памятника мы знали только из летописей. В 1954 году Н.Н. Воронин провел раскопки в Леонтьевском приделе и северо-западном углу храма. В результате их обнаружились остатки храма начала XIII века, белокаменные консоли аркадно-колончатого пояса, декоративный резной камень с фасада, остатки фресок 1187 года (собор расписывался уже после смерти Андрея при Всеволоде III), несколько майоликовых плиток желтого и зеленого цветов, выстилавших некогда пол.

    Самые значительные результаты дали археологические раскопки А.Е. Леонтьева, проводившиеся им в нескольких местах собора в 1992-1994 годах. В их результате были найдены остатки белокаменных стен и полов соборов и XII, и XIII веков, множество фрагментов фресок и майоликовых плиток пола XIII века. Раскопки показали, что все сменяющие друг друга сооружения стояли на одном и том же фундаменте, в общих чертах сохраняя одни и те же размеры и план. Исключение составлял лишь собор XIII века, в котором с трех сторон существовали еще и притворы. Однако самые удивительные находки ожидали археологов в раскопах вокруг собора. В них были найдены большие участки рухнувших белокаменных стен храма 1213-1231 годов с резными деталями карнизов, колонок и кронштейнов. Это дало возможность произвести графическую и натурную реконструкцию части стены собора XIII века.

    Материалы раскопок, таким образом, полностью подтвердили все скудные летописные сведения, касающиеся истории памятника.

    Немало повидал Успенский собор на своем веку. В 1609 году он стал последним убежищем защитников Ростова во время захвата его польско-литовскими отрядами Сапеги и Лисовского. Часть жителей города во главе с митрополитом Филаретом Романовым закрылась в храме, но они были перебиты, Филарет взят в плен, а богатства собора разграблены.

    В 1670, 1730 и 1758 годах здание сильно пострадало от пожаров. После пожара 1730 года оно подверглось основательной перестройке, изменившей весь его облик. Древнего образца щелевидные окна были растесаны, промежутки Между закомарами заложены, в результате чего кровля оказалась четырехскатной. В XIX веке к западному и северному фасадам пристроены две паперти, окончательно «осовременившие» его внешний облик. И только в 50-е годы прошлого века в результате реставрации этот памятник предстал перед нами в своем первоначальном виде.

    Успенский собор - шестистолпное в плане сооружение, вытянутое с запада на восток. Мощные столбы несут на себе подпружные арки, на которых возвышаются пять подкупольных барабанов с узкими окнами (световых). В плане, как отмечалось выше, он повторяет собой предыдущие здания, от которых частично сохранился и строительный материал, в частности, белый камень в нижней части стен.

    Из белого камня выложен высокий, богато профилированный цоколь. На него опираются кирпичные стены, разделенные лопатками на четыре прясла - южный и северный фасады, и на три - западный и восточный. К восточной стене примыкают три относительно невысоких полукружия апсид, на которых размещены тонкие полуколонки. Верх апсид украшен фризом из глухих пятиугольных ниш.

    Каждое прясло стен завершается килевидной закомарой, а над угловыми лопатками поставлены небольшие декоративные килевидные кокошники, обращенные на два фасада сооружения (бочки). Спокойная гладь стен расчленена по горизонтали тремя профильными тягами. С каждым членением вверх лопатки собора становятся все уже и тоньше, чем подчеркивается динамическая устремленность сооружения ввысь. Неширокие щелевидные окна с полуциркульным завершением и декоративный аркатурно-колончатый пояс завершают убранство стен храма. Мотив глухих арочек, перекликаясь с декором стен, повторяется на барабанах, завершенных мощными главами. Главы покрыты луженым железом «в шашку». Золоченый конус и крест завершают каждую из пяти глав, что вместе с горящими на солнце подзорами под главами и на закомарах придает зданию особую законченность и пышность. Своими монументальными формами, пропорциональностью объемов и красотой декоративной обработки стен памятник производит сильное впечатление.

    В интерьер собора с трех сторон ведут три перспективных портала, уступами уходящих в глубь стены. Колонки украшены красивыми резными «дыньками». К южному фасаду сооружения уже в XVII веке было пристроено крыльцо, на круглые столбы которого опираются сдвоенные арки с резными «висягами» посредине.

    Южное крыльцо расписано в 1697 году. Примерно тремя десятилетиями раньше, в 1671 году, орнаментальной росписью был покрыт западный портал - главный вход в храм. Решетчатые двери его выкованы в 1696 году ростовским кузнецом Максимом Гордеевым, а через два года ярославский кузнец Иван Алексеев отковал «ростовской соборной церкви к западным железным дверям замок нутряной», который действует до сих пор. На этой же глухой двери размещены две звериные маски с кольцами-ручками - фрагменты дверей собора Андрея Боголюбского , память далекого XII века.

    В древние времена у подножия Успенского собора многоголосо шумела торговая площадь. Но после строительства Архиерейского дома, в последние годы XVII века - начале XVIII века, соборная площадь была отгорожена от кварталов города невысокой кирпичной стеной, часть которой - к западу от храма - сохранилась до наших дней.

    Въезжать на соборную площадь можно было через Святые ворота, расположенные в северо-западном углу упомянутой выше ограды. Существующие сейчас ворота построены в первой половине XVIII столетия в традициях древнерусской архитектуры, хотя сама проездная арка сложного, барочного рисунка, рустованные угловые лопатки и окна с лучковыми перемычками сооружены в стиле архитектуры XVIII века.

    Проездные ворота устроены в основном кубическом объеме сооружения - четверике, крытом тесом. На четверике поставлен восьмерик - восьмигранная башенка, завершающаяся граненым куполом и маковицей на тонком восьмигранном барабане. Купол и главка по традиции покрыты лемехом. Все это очень напоминает о простых формах приходской церкви XVII века.

    К северной и восточной частям соборной ограды в первой половине XIX века были пристроены сохранившиеся до наших дней каменные торговые лавки. Здесь же, у восточной ограды площади, возвышается одно из самых замечательных сооружений Ростовского кремля - звонница. Возведение ее относится к 1680-м годам. Тип многопролетной звонницы, подобной ростовской, распространен в русском зодчестве XVI-XVII веков. Они сооружались в Новгороде, Костроме , Суздале , Московском кремле . В ростовской звоннице первоначально был построен трехарочный, вытянутый с юга на север объем, завершенный тремя луковичными главками. Зодчие очень удачно воспроизвели формы Успенского собора, стилистически объединив эти два сооружения и создав, таким образом, законченный ансамбль.

    Горизонтальные тяги членят плоскость стен на несколько ярусов. В нижней части под центральным пролетом в XVII столетии существовала небольшая церковь, служба в которой проводилась только в храмовый праздник - в Вербное воскресенье.

    Рядом с входом в бывшую церковь в толщу стены уходит узкая лестница с зарешеченной дверью, ведущая на верхнюю площадку звонницы. Направление каменной лестницы отмечено на фасаде крошечными оконцами, идущими по диагонали. Лопатки стен так же, как и в Успенском соборе, с каждым ярусом вверх становятся все тоньше и уже. Стилевое единство этих двух сооружений подчеркивается сходными по форме килевидными закомарами и угловыми декоративными кокошниками - бочками.

    После того как был отлит самый большой колокол, к первоначальному сооружению пристроили высокую однопролетную башню с одной главой, которая удачно завершила композицию всего сооружения. Башня хоть и крыта на восемь скатов, но профильные килевидные тяги, обрамляющие арку, объединяют ее с предыдущей трехпролетной частью памятника. В общем, архитектура его чрезвычайно пропорциональна и пластична. Чистота и ясность форм ростовской звонницы ставят ее в ряд лучших сооружений XVII века в России.

    Но славилась она не только и не столько внешним архитектурным видом, сколько знаменитым на всю Россию мелодичным звоном.

    В письме к одному из своих друзей Иона Сысоевич скромно писал: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».

    А дивиться и в самом деле было чему.

    Всего в конце XVII столетия было отлито 13 колоколов, причем самый большой из них, названный по имени отца Ионы «Сысоем», весит 2000 пудов. По нижней кромке колокола декоративным пояском бежит затейливая славянская вязь, из которой явствует, что этот колокол был отлит в 1689 году мастером Флором Терентьевым. Следующий по величине тысячепудовый колокол «Полиелейный» отливали чуть раньше, в 1683 году, мастер Филипп Андреев с сыном Киприаном. Годом раньше те же мастера отлили колокол «Лебедь» в 500 пудов. Почти каждый ростовский колокол имеет свое название: «Голодарь», «Баран», «Козел», «Красный», «Зазвонный». Во второй половине XIX века на звоннице были укреплены еще два колокола, и, таким образом, всего их на ней сейчас 15.

    Ростовские звоны своей мелодичностью и красотой недаром заслужили восторженные отзывы тех, кто имел возможность их слушать. В свое время существовало несколько мелодий звонов («ионинский», «георгиевский», «красный», «будничный», «акимовский» и другие), мастерски исполнявшихся ростовскими звонарями в особо торжественных случаях. В конце XIX столетия они были переложены на ноты. Долгие десятилетия ростовские колокола как атрибуты богослужения были под запретом, молчали. И только в 80-х годах прошлого века звоны были восстановлены, теперь снова, как и в давние годы, над городом плывут их могучие и мелодичные звуки.

    К соборной площади обращен северный фасад Архиерейского дома. В центре его, почти на одной оси с крыльцом Успенского собора, возвышается Воскресенская церковь. Ее Фланкируют две стройные башни с кубовым покрытием.

    Влево и вправо от храма тянутся высокие стены с бойницами; стены ограничиваются двумя башнями, сходными по форме с башнями церкви, но более мощными по пропорциям. Воскресенская церковь - одно из первых культовых сооружений в Ростове при Ионе Сысоевиче (построена в 1670 году). Здание ее несколько отступает к югу, а на переднем плане - богато декорированная галерея, врастающая своими концами во фланкирующие башни. На фасаде галереи асимметрично расположены двое ворот: слева - пешеходные, в центре - проездные. Асимметрия - обычное в древнерусском зодчестве явление, придающее архитектурным массам большую живописность. Арки ворот обрамлены несколькими декоративными поясками - «елочкой» и «жгутиком», - выполненными из кирпича. Справа от проездных ворот размещено небольшое, с красивым фигурным наличником окно бывшей сторожки. Воскресенская церковь - надвратная, под ней существовал охраняемый въезд на территорию Архиерейского дома.

    Интенсивность декоративной обработки фасада галереи нарастает кверху. Над проездными арками размещены крытый деревянным навесиком киот с храмовой фреской «Воскресение», два окна со сложными наличниками и несколько ниш-ширинок с изразцами и выточенными из кирпича кубышками. На уровне верхнего обреза киота тянется ряд ширинок с муравлеными изразцами. Фасад галереи заканчивается аркадой из восьми заглубленных полуциркульных окон. Они разделены изящными по пропорциям, далеко выступающими трехчетвертными колонками. На их капители опираются арочки, форму которых повторяет поясок поребрика.

    Завершение фасада галереи придает ее внешнему виду поистине царственную пышность. Особенно красива она при вечернем освещении. Косые лучи солнца до боли в глазах высвечивают рельефные детали фасада, глубокие контрастные тени залегают в многочисленных нишах и оконых проемах. Предельная изысканность и классическая ясность форм галереи - несомненное достижение ростовских зодчих. В конце XVII века аналогичная обработка фасадов галерей была распространена на Руси. Но нигде больше мастерам не удалось достичь такой мягкости и пластичности декоративной обработки фасада, как в галерее ростовской церкви Воскресения.

    Над галереей высится основной кубический объем церкви. Он завершается трехфронтонным щипцовым покрытием. Пять высоких барабанов с серебристыми луковичными главами довершают силуэт памятника. Скромная гладь стен, единственным украшением которых являются неширокие лопатки и горизонтальные тяги, еще более подчеркивает декоративное богатство галереи. Эти немногие детали, да еще угловые бочки Воскресенской церкви, стилистически сближают ее с архитектурой Успенского собора и звонницы.

    Издалека виден проем пешеходных ворот, как бы приглашая пройти под церковью на территорию бывшего Архиерейского дома. Отсюда, от Воскресенской церкви, хорошо просматривается почти весь двор кремля. По всему чувствуется, что его планировка тщательно продумана и отличается цельностью и логичностью замысла.

    Двор имеет форму прямоугольника с квадратным в плане прудом в центре. Рядом с ним возвышается трехэтажный Самуилов корпус, выкрашенный в желтый цвет (в нем сейчас размещаются экспозиции Ростовского музея). В прошлом это хоромы ростовских митрополитов. Вокруг них, по периметру двора, находятся различные палаты и терема: Красная и Белая палаты, Княжьи терема, Ионинская палатка, Иераршие палаты, Дом на Погребах. Весь ансамбль окружен высокими кирпичными стенами с одиннадцатью башнями. Круглые по форме башни с кубовым и шатровым покрытием стоят на углах прямоугольника кремлевского двора. Две проездные квадратные башни - Водяная и Садовая - расположены в центре восточной и южной стен кремля.

    Обладая определенными художественными достоинствами, существующие палаты и терема придают Ростовскому кремлю особую теплоту, смягчая строгую торжественность силуэтов церквей и островерхих башен.

    Въезд на территорию Архиерейского дома существовал под двумя надвратными церквами: Воскресенской - с севера и Иоанна Богослова - с запада, а также под упомянутыми выше квадратными башнями. С церквей, палат и хором во двор спускалось пять торжественных крылец, органично связывающих величественные сооружения с окружающим пространством. Это придавало митрополичьему двору характер парадности, чего так добивался Иона Сысоевич.

    Впечатление парадности усиливалось многочисленными висячими галереями, устроенными на высоких арках. По галереям можно было попасть в любое жилое или хозяйственное помещение кремля, а по крытым переходам, сделанным в кремлевской стене, - в любую из пяти существующих церквей.

    Могучие стены кремля имеют все атрибуты оборонного сооружения: бойницы подошвенного боя, обычные, щелевидные бойницы и так называемые варницы - бойницы навесного боя. Однако ощущения суровой боевой мощи Ростовский кремль не вызывает. Слишком много внимания уделено зодчими красоте форм стен и башен, их декоративной обработке. При строительстве преследовалась все та же цель: придать Архиерейскому дому большую помпезность, величие, говорящие о могуществе и богатстве ростовского митрополита. В XVII веке в Ростове , находящемся в глубине обширной территории России, воевать было не с кем, и стены, по существу, служили обычной оградой. Они достаточно высоки, чтобы уберечь двор митрополита от постороннего глаза, а при необходимости - и от чрезмерно разбушевавшейся «черни», у которой повода для волнений в конце XVII столетия было более чем достаточно.

    В старые времена существовала и невидимая с парадного двора хозяйственная часть Архиерейского дома. Она располагалась у южной стены кремля, за Самуиловым корпусом и Спасской на Сенях церковью. Сюда входили поварни, пекарни, сушильни, засолочные и другие сооружения, в большинстве своем деревянные, почему они и не сохранились до наших дней. Непосредственно к хозяйственным помещениям примыкал митрополичий сад, отделенный от города высокой кирпичной стеной. Несмотря на то что многие хозяйственные сооружения Ростовского кремля не дошли до наших дней, очевидно, что в общей его застройке большая площадь занята сооружениями гражданского назначения.

    Посредине северной кремлевской стены возвышается церковь Воскресения с двумя фланкирующими башнями и маленькой звонницей над стеной. Собственно храм - пространство для молящихся - находится в третьем этаже сооружения, на уровне крытых кремлевских переходов. С трех сторон - за исключением восточной - церковь окружают галереи. Южная стена галереи не доходит до угла фасада здания: здесь с галереи первоначально спускалось крыльцо с двумя площадками-рундуками и шатрами над ними. В XVIII веке крыльцо было разобрано (в торцевой стене галереи сохранился заложенный большой арочный проем, ведущий «в никуда»), а на его месте построен существующий еще и сейчас одноэтажный корпус, соединяющий храм с «розовым» домом у Часобитной башни. Южная и западная галереи по декору гораздо скромнее северной, выходящей на соборную площадь, но и здесь имеется все та же красивейшая аркада, правда уже без колонок.

    На южном фасаде Воскресенской церкви прорезаны три арки. Две из них - пешеходная и проездная - смещены влево относительно оси арок северного фасада: проходы сделаны по образцу военных крепостей - коленчатыми. Третья арка, зарешеченная красивой кованой решеткой, ведет в церковь.

    Поднявшись по кирпичной лестнице и минуя небольшое прямоугольное помещение второго этажа, мы попадаем на галерею. Через многочисленные арочные окна она с трех сторон щедро залита светом. Красивые коробовые своды с Распалубками над окнами замыкают пространство галереи сверху, тусклые золотистые фрески сплошным ковром покрывают ее стены, своды, окна.

    С галереи в церковь ведут три портала, главный вход - западный. Снаружи храм не очень велик. Но первое, что останавливает внимание при входе в церковь - ее необычайная протяженность. Где-то далеко-далеко, в глубине алтаря, мерцает желтым светом витражное полуциркульное окно. Кажется, к нему ведет длинная, перспективно уменьшающаяся золоченая аркада. Но на самом деле ее нет, это своего рода оптический обман. Существует лишь два портика-кивория - перед алтарем и в его глубине. Но они так искусно поставлены и так пропорциональны, что с определенной точки обзора создается эффект присутствия аркады.

    Очень много необычного для русских храмов (помимо системы портиков) мы видим в церкви Воскресения - и это характерно почти для всех культовых сооружений кремля. В церкви отсутствует деревянный иконостас с иконами, он заменен обычной каменной стеной, отделяющей алтарь от основного пространства храма. Этим приемом - к тому же церковь бесстолпная - создается впечатление нерасчлененности, цельности интерьера. Пол алтаря и площадка для церковнослужителей перед ним - солея - приподняты относительно пола самой церкви. На солею ведут несколько ступеней чугунной лестницы, справа и слева от нее - два клироса для певчих. Через высоко расположенные большие окна освещается внутреннее пространство Воскресенской церкви. Ее высота подчеркивается четырьмя парами стройных полуколонн, стоящих на сильно вытянутых вверх постаментах. На полуколонны опираются две подпружные арки, которые поддерживают своды церкви. В центре, над сводами, возвышается залитый светом подкупольный барабан. Весь интерьер храма чрезвычайно оригинален и торжественен.

    Другая кремлевская церковь, Иоанна Богослова так же как и Воскресенская, надвратная. Она расположена почти посредине западной стены кремля; под ней существовал некогда главный въезд на территорию Архиерейского дома со стороны Москвы . Можно заметить, что храм расположен на одной оси с центральной улицей Ростова, называвшейся когда-то Московской, и только при подъезде к нему, начиная от моста через ров, улица чуть-чуть отступает к северу.

    Ростовский кремль, наверное, второй, после Московского кремля, памятник архитектуры, который визуально знаком многим россиянам. Можно сказать, кто хоть раз видел комедию «Иван Васильевич меняет профессию», тот совершил дистанционную мини экскурсию по Ростовскому кремлю, поскольку множество кадров приключений в царских палатах Ивана Грозного снимали на его территории. Наверняка сразу вспоминается эпизод с погоней, эпизод с колоколами – это все кадры с территории Ростовского кремля.

    Данный архитектурно-исторический памятник представляет собой комплекс зданий, храмов и иных сооружений, расположенный на территории около 2 га на берегу озера Неро в Ярославской области. Тот архитектурный комплекс, который есть сейчас, был заложен в 1650 году, вокруг Успенского собора, который, по сути – самый древний храм комплекса и является визитной карточкой всего музея-заповедника.

    Местоположение Успенского собора и затем всего комплекса не случайно. До строительства собора в 1512 году здесь были еще четыре деревянные церкви. Так, первая деревянная церковь была построена еще в 991 году при правлении князя Владимира, то есть всего три года спустя после крещения Руси. Но была уничтожена пожаром. Интересно, что в одной из предшествующих строительству Успенского собора церквей в 1314 году один из ростовских бояр окрестил своего сына - младенца Варфоломея – в последствие известного как преподобный Сергий Радонежский.

    Сейчас уже не установить, намеренно или случайно, что Успенский собор, построенный в Ростове, оказался очень похож на московский Успенский собор. Но есть детали, которые подарили свою особую уникальность Ростовскому Успенскому собору. Например, самобытный узорчатый аркатурно-колончатый пояс на фасаде собора, который является уникальным архитектурным наследием.

    Строительство всего архитектурного ансамбля кремля история связывает с именем митрополита Ионы Сысоевича. Почему же митрополит, который замещал на московском престоле самого опального патриарха Никона, вернулся из столицы в Ростов? Это была ссылка, да самая настоящая ссылка. Политические интриги в Москве привели к тому, что митрополиту Ионе дали предписание уехать в Ростов и не выезжать оттуда.


    Ссыльный митрополит решил создать в Ростове центр духовной жизни. Основным замыслом стало строительство Архиерейского (Митрополитичьего) двора, то есть, по сути, резиденции митрополита. Поскольку у митрополита были в подчинении люди, целый штат служащих: дворецкие, клерки, казначей, чиновники разных рангов, священники – до двух сотен человек вместе с домашней прислугой, то строительство началось с возведения административных зданий и жилых районов, а затем строители приступили к церковным сооружениям. Одна из примечательных особенностей - большинство зданий Ростовского кремля - каменные. Но жилые митрополитичьи палаты всегда были деревянными.

    Очень редко, но в случае со строительством Ростовского кремля история хранит имя человека, который, похоже, сыграл заметную роль в проектировании и строительстве, и, скорее всего, был главным зодчим комплекса. Его имя - Петр Досаев. О нем известно немного, только то, что он был высококлассным каменщиком и сыном иммигрантов с восточными корнями.

    Надо отдать должное мастерству древних зодчих, которые смогли спроектировать и разместить остальные здания и сооружения Ростовского кремля так, что все они объединились в великолепный архитектурный комплекс. Зодчим удалось воплотить в явь замысел митрополита о создании райского уголка, чтобы душа наполнялась высокими чувствами, и возникали чистые мысли. Чего стоит только небольшой прекрасный пруд во внутреннем дворике, в котором отражаются великолепные палаты и церкви комплекса! А вид из галерей на озеро Неро! А прекрасный Митрополичий сад, примыкающий с юга к центральной части комплекса, который был заложен по настоянию митрополита в завершающей стадии строительства.


    Согласно записям строительство кремля было завершено в 1693 году. Примечательно, что резиденция митрополита была окружена крепостными стенами с бойницами в конце строительства. Но широкие проемы бойниц, окна с наличниками, богатое убранство башен свидетельствовало о том, что как крепость Ростовский кремль использовать никто не планировал. Кстати, удался и другой замысел митрополита - даже когда строительные работы были не завершены полностью, кремль посещали высшее духовенство и знать. Здесь действительно был центр духовной жизни.

    Судьба Ростовского кремля не проста. После того, как митрополит получил приказ перенести свою резиденцию в Ярославль, архитектурный комплекс начал постепенно приходить в упадок. Были и пожары на территории комплекса. Было и время, когда синод хотел разрушить практически весь комплекс, поскольку его содержание было слишком дорогим. Но жители Ростова, богатое купечество, меценаты решили возродить былую славу кремля, как духовного центра. На собранные пожертвования в 19-м веке прошла реконструкция, кремль опять был доступен для посещений, на территории Белой палаты открыли музей церковных древностей. В 1883 году Ростовский кремль получил статус государственного музея-заповедника. Затем была революция, гражданская война, борьба с церковью и религией в обществе. Однако службы в Успенском соборе велись вплоть до 1935 года, когда в свете указаний руководства страны было решено, вообще прекратить всю религиозную деятельность, а местная номенклатура решила превратить Успенский собор в склад кофе-цикорной фабрики, а на территории комплекса стали размещаться различные артели, конторы, делались жилые квартиры. Потом и сильнейший ураган 24 августа 1953 причинил серьезный урон. Но Ростовский кремль выдержал и выстоял! В период с 1954 по 1962 года была проведена серьезная научная реставрация. В 1991 году стали проводить первые богослужения, а также новые реставрационные работы, и сегодня усилиями неправительственных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен во всей его красе.

    Для увеличения нажмите на изображение

    Об этом удивительном архитектурном комплексе можно писать много. Если вы захотите его посетить, вам не хватит одного дня, чтобы увидеть и осознать всю его самобытность, осмотреть ценности и коллекции, хранящиеся в музеях, на его территории. Многие туристы едут посмотреть на главную святыню Успенского собора – Владимирскую икону Божьей Матери, на Звонницу Успенского собора, чтобы услышать звон и увидеть 15 сохранившихся колоколов. Один из крупнейших колоколов был отлит в 1688 году и назван в память отца митрополита Ионы, простого сельского священника, – Сысой. Возможно, вы захотите посетить церковь Ивана Богослова и увидеть своими глазами фресковый иконостас. Кстати, с фресками Успенского собора связана удивительная . В50-х годах 20 века ученые обнаружили, что под внешними слоями масляной живописи в соборе был еще один слой, состоящие из тех фресок, которые упомянуты в архивах и воспоминаниях очевидцев 16 века. Частично фрески стали появляться под треснутым наружным слоем куполов и подпружных арках. Реставраторам удалось извлечь фрагменты первоначальной росписи алтаря Успенского собора. Почему фрески, в итоге, было приказано закрасить, и чья это была воля, остается загадкой до сих пор.

    Кроме того, на территории Ростовского кремля сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и захоронение митрополита Ионы Сысоевича.

    Много полезной информации о всех достопримечательностях, можно посмотреть на сайте государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» - http://www.rostmuseum.ru/

    История городов России удивительна и многогранна. Порою мы больше знаем о заграничных памятниках архитектуры, чем о российских. Но нам есть чем гордиться. Наши зодчие умели строить на века.

    Ростовский кремль (Митрополичий двор или Ростовский архиерейский дом) расположен в центре города Ростова Великого, на берегу озера Неро. Ростовский кремль — уникальный памятник, дающий представление о позднем русском средневековом зодчестве, сохранившийся благодаря усилиям реставраторов и жителей города.

    Современное название, — «кремль», — условно. Оно больше относится к внешнему виду, чем к назначению ансамбля. Изначально на территории кремля располагался Ростовский Архиерейский дом, где обитал митрополит Ростовской епархии. Комплекс также носил название «Митрополичий двор».

    Архиерейский дом был возведен в 1670-1683 годах по заказу митрополита Ионы Сысоевича, чья идея заключалась в том, чтобы создать архитектурный ансамбль с садом и прудом, напоминающими библейское описание рая, земной образ Горнего Иерусалима. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич был незаурядной фигурой, обладавшей большим влиянием. Будучи сподвижником патриарха Никона, после его опалы Иона Сысоевич некоторое время выполнял роль местоблюстителя патриаршего престола. Однако патриархом он не стал, но первым подчинился и принял благословение вернувшегося из ссылки Никона. Епархия митрополита Ионы была одной из самых богатых в России, что позволило ему развернуть масштабное строительство не только в Ростове, но и в Ярославле, Угличе, Великом Устюге.

    Второй ключевой фигурой среди создателей кремля был ростовский каменщик Петр Иванович Досаев, который, по всей видимости, руководил строительными работами.

    В 1787 году обстоятельства изменились: митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, после чего Ростовский Митрополичий двор потерял свое значение и начал быстро ветшать. Здания были отданы под различные ведомства и склады, в храмах не велось богослужение. Встал вопрос о продаже ансамбля под снос. Однако благодаря влиянию и финансовым вложениям ростовского купечества Ростовский кремль был сохранен и в 1860-1880 годах отреставрирован. Работой по восстановлению комплекса руководили И. А. Шляпков и А. А. Титов.

    Вид на Ростовский кремль с северо-запада

    В Белой палате Ростовского кремля был открыт музей церковных древностей. В мае 1913 года комплекс посетили Николай II с наследником цесаревичем и великими княжнами.

    После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником России». Его церкви были освящены и готовы к богослужению, сохранив при этом музейный статус. В штате музея кремля имелась должность священника. Однако в реальности службы регулярно совершались только в церкви Григория Богослова, которая считалась домовой церковью музея. В остальных храмах Ростовского кремля богослужение проходило в исключительных случаях.

    После революции 1917 года Ростовский музей церковных древностей изменил свой статус, став краеведческим музеем.

    23 августа 1953 года смерч огромной разрушительной силы пронесся над Ростовом, сильно повредив архитектурный комплекс. На следующий день правительственная комиссия уже работала в кремле, оценивая масштабы разрушений. Было принято решение не просто ликвидировать последствия разрушений, а произвести полную научную реставрацию Ростовского кремля под руководством архитектора В. С. Банинге. Благодаря серьезной научно-исследовательской работе комплекс был восстановлен. В процессе реставрации кремлю были возвращены утраченные ранее элементы. В частности, была восстановлена Красная палата, стальные кровли башен заменили на лемеховые.

    В наши дни комплекс Ростовского кремля находится в хорошем состоянии. Недавно на его территории вновь была проведена реставрация. Сейчас в бывшем Архиерейском доме работает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», предоставляющий возможность увидеть одну из самых интересных достопримечательностей России.

    Обзор Ростовского кремля

    Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, Церковь Воскресения, Церковь Иоанна Богослова, Церковь Спаса на Сенях, Церковь Одигитрии, Церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад.

    Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся cеверные Святые ворота в кремль, над которыми стоит Церковь Воскресения.

    Слева направо: Успенский собор, Звонница, Святые ворота

    На территории кремля имеется гостиница и несколько кафе.

    Строго говоря, кремль вРостове - это вовсе не кремль, то есть не городское укрепление, а резиденция архиереев Ростово-Ярославской епархии, которую в давние времена называли архиерейским или митрополичьим двором. Но потом из-за высоких стен, появившихся во второй половине XVII века, двор иерарха стали именовать крепостью, то есть кремлем. Однако основательные стены служили в те времена уже не столько для защиты, сколько чтобы наглядно показать всем величие Ростовской епархии.

    Самый красивый вид на Кремль открывается со стороны озера Неро. Если хотите сделать красивые фотографии - обойдите кремль со стороны озера.

    Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

    «Кремль» состоит из трех частей: в центре ансамбля находится митрополичий двор , на территории которого есть пруд, построено несколько церквей и административных зданий; на север от него - Соборная площадь , на которой находятся Успенский собор и звонница; на юг - Митрополичий сад , примыкающий к берегу озера Неро. Вся территория обнесена крепкими стенами с 11 башнями.

    Самое известное здание кремля и одновременно старейшее здание города - величественный пятиглавый Успенский собор , сооруженный в 1508-1512 годах. Остальные постройки появились на территории архиерейского двора позже - большинство из них относится ко второй половине XVII века.

    В основном архитектурный ансамбль кремля появился в период правления митрополита Ионы: иерарх обустраивал свое имение и хотел, чтобы оно было подобно небесному граду Иерусалиму. Во времена Ионы появляются и двухэтажный корпус Судного приказа (50-60-е годы XVII столетия), и надвратная церковь Воскресения , соединившая находившимися под ней Святыми воротами Соборную площадь с архиерейским двором, и домашний храм митрополита Ионы , и церковь Спаса Нерукотровного - сооруженные около 1670-х годов, и митрополичьи хоромы, где находилась резиденция церковного иерарха и хранилась его казна, а также государские хоромы («Красная палата») - также построенные во второй половине XVII века, и надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года.

    Последней постройкой на митрополичьем дворе стала церковь Одигитрии 1692–1693 годов - она уже выделяется среди более ранних храмов, потому что ей уже придали черты новомодного «московского барокко».

    У всего ансамбля кремля есть одна необычная черта: большинство зданий соединены переходами, проложенными на стенах. Кстати, вы их, наверно, уже видели, даже если никогда не были в Ростове - именно по этим переходам в 1970-х годах бегали герои фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

    Музеи Ростовского кремля

    На территории Ростовского кремля открыты несколько экспозиций: художественных, краеведческих, исторических. Можно начать осмотр с Государских палат (еще их называют «Красная палата»), где на первом этаже расположен выставочный зал «Музейная гостиная» , в которой гостей знакомят с собраниями музея-заповедника и рассказывают о Ростовской земле. Экспозиция интерактивная: вы можете выбрать нужную вам виртуальную экскурсию или посмотреть слайд-фильм.

    Не важно, интересуетесь ли вы историей и архитектурой или приехали в этот город просто хорошо провести выходные, посетить Ростовский кремль стоит: можно не ходить в музеи или выбрать только одну-две интересующие вас экспозиции, можно просто погулять по территории бывшего архиерейского двора, сделать красивые фотографии, подняться на звонницу , пройтись летом по стенам и полюбоваться окрестностями.

    Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» рассказывает о времени от эпохи палеолита до раннего железного века. Гости музея могут видеть черепа и кости мамонтов, шерстистого носорога, северного оленя и других животных, обитавших в этих местах, а также предметы быта первых людей: керамику, боевые топоры.

    Продолжение краеведческой темы ждет вас на втором этаже Государских хором (Красной палаты), где работает выставка «Ростовская земля и Ростов в VII - XV веков» . В четырех залах представлены примерно полторы тысячи предметов, рассказывающих о разных периодах истории Ростова. Среди уникальных экспонатов печать киевского князя Ярослава Мудрого и подлинный западноевропейский меч X века.

    В Самуиловом корпусе вы можете посмотреть экспозицию «Древнерусское искусство» - это богатая коллекция икон XIII - начала XX веков, лицевого шитья XVI - XVII веков, литья XII - XVI веков, резьбы по дереву и кости XV–XVI веков.

    В Белой палате работает экспозиция «Музей церковных древностей» - это опыт реконструкции данного музея, существовавшего в Ростове с 1883-го по начало 1920-х годов. Посетители могут увидеть рукописные и старопечатные книги. оружие, предметы декоративно-прикладного искусства.

    В Галерее работает выставка «Русское и западноевропейское барокко» - это представительная коллекция иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII веков. помимо икон вы можете увидеть шитье, ткани, серебряные изделия.

    В кладовой бесстолпной палате размещена любопытная коллекция поддужных колокольчико в. Вы не только узнаете о разных видах таких колокольчиков, но и узнаете о технологии их изготовления.

    Для групп по предварительному заказу открыт доступ в Кладовую палату , где хранятся археологические коллекции музея-заповедника.

    Ростов Великий – старинный город на берегу озера Неро. Видел он немало сражений, был не раз сожжен, но выстоял и снова и снова восстанавливался и расцветал. Сердцем города является конечно же Ростовский кремль, а точнее бывшая резиденция Митрополита, где сегодня располагается музей-заповедник. Именно сюда стремятся попасть тысячи туристов, которые едут в Ростов.

    Ростов Великий (или Ярославский) имеет долгую историю. Первыми на эти земли пришли не славяне, а финские народы, в окрестностях даже сохранились остатки древнего городища Сари. Но уже в 862 году, здесь был город Ростов. Эта дата – самое раннее упоминание о Ростове, но уже даже не как о поселении, а как о городе.

    В 911 году здесь уже была поставлена первая христианская церковь, заметьте, ведь Русь крестили только в 988-990 годах. Но старая вера крепко держала умы ростовчан, и местным священникам приходилось спасаться бегством, а некоторые и погибли от рук горожан, как например, епископ Леонтий, который позже был причислен к лику святых.
    Старейший каменный храм города – Успенский собор, выстроен в 1162 году. Правда первый вариант храма сгорел, а тот, что дошел до наших дней построен в 1411 году, а среди мастеров оформлявших собор был и Дионисий. С этим храмом связано много поверий. Здесь крестили Варфоломея, известного миру как Сергий Радонежский. Здесь правил службу Иоанн Кронштадский. А в 1913 году здесь молился последний русский царь.
    А вспомните современный мультфильм «Алеша Попович», где люди прятались в церкви от Тугарина Змея. Это здесь в этом храме. А сам Алеша, кстати, был сыном его настоятеля.


    Стоит отметить, что город долгое время не имел хорошей защиты, поэтому не раз страдал от набегов татаро-монгольского ига, был выжжен в период смуты и получил серьезные разрушения в период литовской интервенции. Укрепили Ростов с помощью земляных валов и крепости, но так как к тому времени Ростов находился уже в середине страны, и необходимость в крепости отпала, поэтому в XVII веке решено было строить каменную резиденцию митрополита, которую мы знаем как Ростовский Кремль. Начало строительства пришлось на 1660 годы, когда в Ростов приехал митрополит Иона, и целых тридцать лет возводил свое детище.

    Это было великолепное сооружение, изумительная панорама которого восхищает и сегодня. Ростовский Кремль хорош со всех ракурсов: с остатков городских валом и с берегов Озера Неро.


    Церкви, хозяйственные постройки, звонница, судный пристав, гостиный двор, митрополичьи покои, Белая палата, одиннадцать башен и т.д – все это единый комплекс, между собой соединеный переходами и крытыми галереями.

    Особо стоит отметить, звонницу. Она построена в конце XVII столетия и имела тринадцать колоколов. Каждый из них имел свое собственное имя: «Лебедь», «Полиелейный», «Голодарь», который звонил только в период поста. Но самым большим был «Сысой», названный в честь отца основателя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича.


    Но очень скоро архиерейский двор был перенесен в Ярославль а Кремль, как начали называть двор паломники, который в Ростов привлекали мощи преподобного Димитрия, остался пустовать. Все остальные годы Кремль существовал на пожертвы паломников и верующих.

    В 1883 году на территории Кремля открывается музей. В палатах были выставлены экспозиции, а само учреждение взяли под свое крыло цесаревич Алексей и будущий царь Николай Александрович.

    Сегодня Ростовский Кремль – это Государственный музей-заповедник и одна из самых посещаемых достопримечательностей не только города, но всего края. Да и как не посетить место, которое и без этого знакомо каждому, кто хоть раз смотрел легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Да именно по этим переходам бегал вороватый князь Милославский, именно здесь трапезничал «советский» Иван Васильевич, да и что там говорить пировали они здесь «заморской, баклажанной икрой».

    Если Вы путешествуете самостоятельно, на посещение Ростовского кремля вам понадобится минимум пол дня. А если вы хотите посетить все выставки, то и одного дня может не хватит.


    Сколько стоит вход

    На входе в Кремль расположены кассы, где можно приобрести билеты на выставки.

    Единый полный билет (включая смотровую и музейный кинотеатр) на все выставки стоит 400 рублей.

    Можно купить и отдельные билеты на выставки и мастер-классы. Полный прайс-лист можно посмотреть на сайте музея.

    Просто прободить по Кремлю стоит 50 рублей.

    Предлагается приобретение билетов на такое интересное действо как Концерт колокольного звона. Стоит это удовольствие не дешево - 1500 рублей с человека. Колокольный звон (сокращенную версию) можно послушать и бесплатно, надо только уточнить на кассе, во сколько звонят колокола.

    Выставки Ростовского Кремля

    В бывших архиерейских палатах, разположилось несколько постоянных экспозиций, но кроме этого музей постоянно меняет и добавляет целые ряд переносных выставок, которые посвящены разным датам. Это выставки, посвященные Великой Победе, в этом году они представлены очень широко, выставки ростовской финифти и многое другое.
    Среди постоянны выставок туристы могут посетить экспозицию «Медальярный кабинет». Здесь представлены все оригиналы и копии медалей, от самых первых, которыми награждались воины «За Полтавскую баталию 1709» года до, последних награждений Сочинской олимпиады.


    В Белой Палате (той самой, где принимал послов и пировал Иван Грозный-Бушма) расположена экспозиция церковных древностей. Здесь собраны экспонаты церковной утвари, крестов, старинных книг и документов, которые удалось собрать историкам и археологам. Выставка рассказывает о периоде XVI-XVIII веков, и здесь есть довольно ценные предметы, которые являются реликвиями.


    Немного схожа с ней по тематики экспозиция «Древне русское искусство», размещенная в восьми комнатах Самуилова корпуса. Кстати, именно с этой экспозиции и началась история музея. Здесь и фрески, и картины, и церковное облачение, и даже позолоченное кадило, которому уже четыреста лет. Глядя на эти роскошные экспонаты. Украшенные драгоценными камнями и металлами, понимаешь, что на церковь раньше люди не жалели денег.

    Символ русской тройки – заливистые бубенцы, представлены в экспозиции «Ямские колокольчики». Здесь можно узнать историю, откуда вообще появилась эта традиция, какие были бубенцы и как их различали – все таки колокольное мастерство стало одной из визитных карточек Ростова, ну как Тульские оружейные заводы. А также здесь можно увидеть самые настоящие сани.

    Водяная башня

    Обязательно поднимитесь по крутой деревянной лестнице на Водяную Башню. Виды оттуда открываются такие, что в сказке не сказать!



    Музей финифти «Ростовский кремль» должен войти в обязательную программу каждой экскурсии. Каждой, во-первых, потому как за один раз вы вряд ли сможете по достоинству оценить всю коллекцию, которая насчитывает более трех тысяч экспонатов, а во вторых здесь можно не только посмотреть на красивые безделушки, но и попробовать самому что-то сотворить на мастер-классе.


    После осмотра экспозиции, можно приобрести изделия из ростовской финифти от официальной фабрики (про то, где находится Фабрика Ростовская Финифть, и что можно купить в магазине при фабрике можно почитать здесь ).


    Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» познакомит нас с мамонтами и доисторическими носорогами, которые бродили в этой местности в период палеолита, а также с первыми людьми и бытом и жизнью в каменном веке.
    Несколько выставочных залов в Красной палате Государских хором занимает экспозиция, которая рассказывает об истории Ростова в период с VII по XV века. Именно в этот период зарождался город, и уже тогда он был довольно крупным и стратегически важным. Недаром сюда направляли княжеских наследников Киевской Руси, чтобы те учились править, кстати, сказать Ростов был довольно «строптивым» городом и не охотно подчинялся.

    Здесь представлено оружие Х века, княжеские печати Ярослава Мудрого, старинные статуэтки и многое другое.

    В церкви Одигидрии на территории Кремля располагается выставка «Сияет злато и лазурь», которая рассказывает о периоде барокко в церкви. Здесь представлены роскошные облачения священников, богатые иконы, изумительные надгробия, которые сами по себе являются уникальными предметами искусства.

    Про экспозицию в музее Церкви Одигитрии можно подробно почитать вот тут.


    А если вы устанете от просмотра множества музейных выставок и захотите отдохнуть, сделать это можно в Гостином дворе, расположенном на первом этаже Красной палаты. Здесь в интерактивном режиме можно посетить виртуальные выставки и узнать подробную информацию об интересующем вас разделе.

    Питание на территории Ростовского кремля

    На территории можно и подкрепиться, например в уютном садовом домике. Найти его можно на территоррии яблонева сада.


    Гостиница на территории Ростовского кремля

    Мало кто знает, но на территории Ростовского кремля есть гостиница, которая называется "Дом на погребах". В гостинице всего 24 номер и они редко бывают пустыми. Но если бронировать заранее, то возможно Вам повезет. Вот сайт гостиницы.

    Официальный сайт музея Ростовский кремль

    Ростовский кремль - это тот объект культурного наследия, который должен посетить каждый турист. А посетивши единожды, захочется приезжать сюда еще и еще.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook