Франция.Шартрский кафедральный собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres). Шартрский лабиринт - настройка на божественную любовь Собор в шартре королевский портал

В таком маленьком городке, как Шартр, сохранившем масштаб средневекового невысокого города, лучше понимаешь, что значил собор для горожан. Он был средоточием города, местом, где собирались все и зданием, в котором человек получал возможность приобщиться к красоте искусства и мудрости библейских текстов. Архитектура, скульптура, витражи, музыка - всё это создавало волшебный эффект.
Судьба была благосклонна к Шартрскому собору, он сохранился без переделок и донес до нас целостный облик готического храма.
Его законченная конструкция стоит в преддверии расцвета классической французской готики. Собор в Шартре создавали люди, работавшие с энтузиазмом, верой и искренним вдохновением. Он является образцом миропонимания различных слоев французского общества, в основном первой половины 12 века.

Несмотря на то, что руководители стройки сменяли друг друга, на протяжении всего строительства был выдержан общий план. Это меня всегда поражает, как можно было строить соборы в течение несколько столетий и сохранить замысел первоначального зодчего. Кельнский собор строился 500 лет, а выглядит цельным сооружением, словно выросшим по мановению десницы божьей, настолько все в нем подчинено единой идее.
Единство и законченность свойственны и Шартрскому собору. Его строили из очень прочного песчаника, добывавшегося в каменоломнях Бершера, что в восьми километрах от Шартра. Некоторые камни в нижних частях здания достигают двух-трех метров длины и одного метра высоты. Можно представить себе их транспортировку. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени.
Шартрский собор посвящен святой деве и особо почитался, очевидно потому, что место, на котором он стоял, было местом паломничества еще в языческую эпоху, здесь бил священный источник. Практика в строительстве храмов достаточно частая, сколько христианских базилик в Риме построено на месте, а иногда и фундаментах античных храмов. Источник сохранялся в подвалах собора, как и старинная статуя "Черной Марии". Другой, более почитаемой реликвией был ковчежец с чудотворной сорочкой девы. Её никто не видел, так как ковчежец не открывался. Он был открыт лишь во времена французской революции: в нем оказались сирийская ткань и украшенное изображением львов покрывало, по отзыву экспертов, первого века нашей эры. В 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил епископу сорочку Девы Марии, в которую она была одета при рождении Христа. Священная реликвия христиан - покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящейся в северной части обхода хора.
Как и в других местах, привлекавших паломников, здания различных эпох сменяли друг друга. Христианская базилика 4 века сменилась на другое здание, долго сохранялся собор, возведенный в 11 веке. 5 сентября 1134 года пожар опустошил город, но собор не пострадал. Видимо, сгорела колокольня. Вскоре приступили к строительству двух башен. Северная была закончена к 1150 году, южная к 1170 му. Между 1145 и 1150 годами началась постройка и декорировка нового западного фасада, связавшего две башни. Это так называемый "королевский "портал, оконченный к 1155 году.

Мастера 12 века определили характер западного фасада. Над центральным порталом, чуть врезанным в толщу стены и поэтому прекрасно освещенным, расположены неглубоко поставленные высокие окна с полукруглым завершением. Над ними роза начала 13 века.

Центральную часть фасада венчает "галерея королей" работы начала 14 века.
Декор "королевского портала" относится к середине 12 века. Врата обрамлены столбами в виде человеческих фигур, прием, который развился еще в романское время и показывает, как скульптор подчинялся требованиям архитектуры.

Справа и слева возвышаются башни, Северная,более ранняя, увенчана стрелой 16 века, возведенной Жаком Тексие между 1507 и 1513 годами.

Южная стрела была построена вместе с башней, которая имеет 80 сантиметров толщины у основания и 30 сантиметров у вершины. То есть мастера хорошо понимали, что внизу башня должна была быть мощнее, чтобы выдержать нагрузку высокой каменной стены. В течение веков она терпела колебания от раскачивания огромных колоколов, выдерживала бури и выстояла.


В ночь с 9 на 10 июня 1194 года новый пожар уничтожил старый собор, сохранились фасад и крипта. При пожаре не пострадали ни сдужители церкви ни реликвия, что прибавило рвения строителям собора.
Новое здание сохранило старый план, но стены были уже более мощными и новые конструктивные решения были заложены при возведении нефа, который был закончен к 1210 году. К 1220 храм покрыли сводами.
Аркбутаны были предусмотрены архитектором уже в плане. Они не были отодвинуты далеко

В целом облик здания не лишен единства, контрфорсы и аркбутаны не нарушали его монолитности.

Конструкция стены, получившая развитие во время готики настолько, что позднее, во время расцвета, система поперечных контрфорсов и полуарок -аркбутанов, распределяла нагрузки и нивелировала опрокидывающий момент (для кто изучал сопромат)так, что стена практически перестала быть несущей и превратилась в витражное кружево, подобное часовне Сен-Шапель в Париже:http://vita-colorata.livejournal.com/100790.html Здесь же собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность.

Контрфорсы, на которые опираются аркбутаны, украшены статуями.

Собор со стороны алтаря.

Фасады портиков трансепта придали здание своеобразное, я бы даже сказала французское, изящество.

Устои южного портала богато покрыты барельефами. Оба портала и северный и южный украшены скульптурой. Южный портик особенно интересен тем, что создал впоследствии повторявшуюся форму бокового фасада, стал прообразом для многих соборов. Особенностью шартрского собора являются очень тонкие колонны верхнего этажа, создавшие словно вибрирующую поверхность стены.

Северный фасад с капеллой, на которой сохранились часы.

Издали собор имеет более скромный облик, чем упомянутый Кельнский и некоторые другие соборы.

Готический стиль зародился в XII веке в Северной Франции, откуда распространился по Западной Европе от Испании до Чехии. В каждой стране под влиянием местных традиций новый стиль обретал свои особенности. Наиболее чистым воплощением классических принципов готики заслуженно считается , один из величайших шедевров средневековой архитектуры Европы и великолепная архитектурная . Стройное изящное здание построено на холме и словно парит над городом, за что собор иногда называют « Франции «. В 1979 году он внесён в .

Шартрский холм и его храмы


Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.

В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.


Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.

Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени .


Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).

Шартрский собор, официально именовавшийся теперь собор Шартрской Богоматери (Нотр Дам де Шартр) , избежал участи своих знаменитых собратьев в и и никогда не подвергался значительным разрушениям или перестройкам. Исключением в какой-то мере можно считать северную башню. Изначально её венчал деревянный шатёр, сгоревший в XVI веке. В 1513 году под руководством Жана Тексие был сооружён шатёр из камня, покрытый причудливым узором, свойственным «пламенеющей» готике. Также следует обратить внимание на удивительные и , Германия.

Акрополь Франции

Ощущения при взгляде на взметнувшийся ввысь Нотр Дам де Шартр действительно чем-то сродни чувству, возникающему при встрече с Акрополем. Когда-то очень образно выразился поэт Шарль Пеги, назвавший собор «самым крепким из поднявшихся к небу колосьев».

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.

Самой древней частью собора является западный фасад. Первоначально он был сплошным, а три великолепных портала были сооружены позднее, уже при строительстве нового здания. Особенно впечатляет центральный портал, именуемый Королевским, над которым помещена замечательная скульптурная группа «Христос во славе». Фигура благословляющего Иисуса окружена статуями святых, библейских персонажей и фантастических животных.

Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.

Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.

Южная башня, носящая прозвище «Старая колокольня», на 15 лет моложе. Она стилистически едина со всем собором и смотрится куда более сдержанно, чем северная. За безукоризненные пропорции и изящество «Старую колокольню» считают одной из красивейших башен мира.

Интерьеры Кафедрального собора в Шартре

Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей - общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.

В палитре шартрских витражей доминируют красный, голубой и сиреневый цвета. При этом, благодаря ухищрениям мастеров, в солнечную погоду на колоннах и полу собора время от времени возникают красные и жёлтые всполохи, а в пасмурную собор заполняется ровным голубоватым мерцанием. Ещё одна «изюминка» здешних витражей - голубой цвет неповторимого оттенка, известный как «шартрский голубой» или «шартрская лазурь».

Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.

Священные реликвии Нотр Дам де Шартр

С момента своего создания Шартрский собор притягивал паломников со всей Европы. В первую очередь они шли взглянуть, конечно, на священный Покров. Первоначально он имел длину 5,5 метра, однако в годы Великой французской революции, когда церкви неоднократно подвергались погромам, ткань разрезали на несколько фрагментов и спрятали в разных местах, чтобы уберечь от разбушевавшихся санкюлотов. В 1819 году самый большой фрагмент вернули в собор. Сейчас Покров предстаёт перед зрителем в виде полосы бежевого шёлка, длина его составляет 2 м., ширина 46 см.

В век торжества науки неизбежно нашлись желающие проверить подлинность Покрова. Экспертиза, проведённая в 1927 году, показала, что он куда старше, чем предполагалось. Как выяснилось, ткань была изготовлена в I веке н. э. Решение экспертов было компромиссным – предлагалось считать, что нет доказательств того, будто покров был на Марии при родах Иисуса, но нет и доказательств обратного.


Ещё одной реликвией собора была так называемая «Чёрная Мария», деревянная статуэтка, изображавшая Богоматерь, когда она носила под сердцем Иисуса. Статуэтка сгорела во время погрома в революционном 1789 году, однако сохранилось несколько рисунков. Историки считают, что явно архаичная по силуэту фигурка создана в первые века христианства. Некоторые исследователи вообще полагают, что статуэтка вырезана в языческий период и изображает вовсе не Марию.

Ещё одним объектом притяжения для паломников был лабиринт, именуемый «Путь в Иерусалим». Он выложен из цветных каменных плиток в центре храма и выглядит, как круг диаметром 13 метров и длиной пути 261 метр. Именно столько, согласно церковной традиции, должен был пройти Иисус Христос при восхождении на Голгофу. Пилигримы, не имевшие возможности поклониться Гробу Господню, но желавшие покаяться и получить отпущение грехов, могли прийти в Шартр и проделать на коленях весь путь по лабиринту, читая молитвы.

И сегодня в Шартрский собор идут паломники, а также историки, искусствоведы, любители старины, ценители прекрасного, просто туристы. Никого из них встреча с Нотр Дам де Шартр не оставляет разочарованным или безучастным.

Также с апреля по сентябрь вечерний Шартр становится площадкой для светового шоу с музыкальным сопровождением, в котором «участвуют» все примечательные здания города, а главную роль в незабываемом представлении играет Кафедральный собор. Завершающий аккорд шоу приходится на вторую половину сентября, когда начинается Праздник иллюминации, длящийся несколько дней.

(фр.Cathédrale Notre-Dame de Chartres ) — католический кафедральный собор расположенный в городе Шатр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В маленьком сказочно красивом городке Шартр неподалеку от Парижа расположился изумительный собор, известный как «Стеклянная Библия» или Шартрский собор Богоматери. История этого величественного и загадочного здания тянется еще со времен существования Римской Империи.

Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта.

Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания. Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции.

Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Он не похож ни на одно другое подобное сооружение. Ажурный шпиль его 113-метровой Северной башни, выполненной в стиле древней готики, искусно украшенной замысловатыми каменными узорами, видно абсолютно с любой точки города. В то же время 105-метровая Южная башня отличается от своей сестры не только высотой, но и архитектурным стилем, так как имеет форму пирамиды, а шпиль ее выполнен в лаконичном романском стиле.

Уникальность собора, которая притягивает туристов со всего мира в том, что согласно легенде именно здесь, в его стенах хранится ценнейшее сокровище всего христианского мира — плащаница, которая была надета на Деве Марии, когда она давала жизнь Иисусу Христу. В 876 году эту реликвию собору подарил французский король Карл ІІ (Лысый).

Через несколько сотен лет в 1194 году собор был практически уничтожен адским пламенем пожара, но … случилось истинное чудо Господнее и ларец, в котором хранилось одеяние Богородицы, уцелел. Этот факт стал для всех христиан подтверждением того, что во всем существовании Шартрского собора не обошлось без Господнего благословения.

Одухотворенные этим Божьим посланием жители всей Франции принялись собирать деньги на возведение нового кафедрального собора. Многие из них даже вызвались абсолютно бесплатно работать на каменоломнях, лишь бы Шартр поскорее возродился.

Южный портал собора украшен многочисленными скульптурами.

Некоторые историки убеждены в том, что такой рекордный срок строительства (главная часть была готова уже в 1220 году) обусловлен значительными финансовыми влияниями древнейшего Ордена тамплиеров. По их мнению, мозаичный лабиринт, выложенный на полу собора, несет в себе символику рыцарей этого ордена.

К великой гордости французов и огромному счастью всех гостей Франции, 800-летний Шартрский собор предстает перед нами практически в первозданном виде. В том, что он так хорошо сохранился, наверняка тоже не обошлось без воли Господней.

Западный портал Шартрского собора.

Сегодня «Стеклянная Библия» поражает посетителей великолепием стиля и действительно божественной красотой витражей. Они являются еще одной визитной карточкой Шартра.

В общей сложности в соборе насчитывается 1359 разнообразных сюжетов (большая часть из которых библейские), изображенных на 146 окнах. Это полностью объясняет словосочетание «Стеклянная Библия», так часто применяемое в отношении Шартра.

Он настолько величествен и прекрасен в своем небесно-синем «шартрском» оттенке под чистым сводом облаков, что даже самый заядлый скептик или атеист поневоле поверит в присутствие Божьего духа в этих многовековых стенах.

Эта витражная розетка находится над витражем со знаками зодиака, в южной части деамбулатория. На этом витраже изображено Распятие с Марией и Иоанном. У подножья креста - Адам и Ева. Как и большинство витражей Шартрского собора, он был выполнен в XIII веке.

Прогулки по одному из самых любимых городов Франции начну с кафедрального собора, что кажется мне вполне логичным. Это величественное сооружение уже несколько десятилетий находится в стадии постоянной реставрации, что в конце концов поможет вернуть церкви средневековый аутентичный облик. Северный фасад был отреставрирован в 1997-99, южный фасад (без порталов) - 2007-08, западный фасад (2008, 2010-2012). Интерьер с 2008-го года также реставрируется. Работы должны завершиться к 2015-му году.

Фотографии сделаны летом 2012 и 2013 годов.

В конце поста фотографии с шоу-подсветки собора.

Первый храм здесь возвели в середине IV века. Он назывался Авентинским собором по имени первого епископа города. Храм был возведен, по всей видимости, у подножья стены галло-римского периода, окружавшей город. Он был разрушен огнем в 743 году, или 753 году вестготскими войсками. После очередной реконструкции, начатой в 859 году, епископ Жильбер превратил церковь в городской кафедральный собор. В это же время король Карл II подарил собору одну из самых значительных реликвий христианства – покров Девы Марии. Во время революции духовенство разделило покров на несколько частей в надежде, что хоть какая-нибудь из них уцелеет. Действительно, когда Франция успокоилась, самый большой кусок вернулся в собор, и до сих пор здесь хранится.

Первый кафедральный собор сгорел в 1020 году и на его месте был возведен романский собор. Работами руководил епископ Фулберт, который организовал знаменитую Шартрскую школу, научный центр Средневековья.

Этот собор простоял до сильного пожара 1194 года. От огня уцелели лишь крипта, часть западного фасада и нижний ярус башен. Чудесным образом не пострадал и ларец с покровом Богородицы.

В этом же году были начаты работы по возведению нового собора. За основу взяли чертежи старого, а его уцелевшие фрагменты были встроены в новое здание. Строительство храма в основном было закончено в 1225 году, и его облик сохранился до наших дней. Только северная башня в начале XVI века была дополнена шатром, украшенным замысловатым каменным кружевом.

Новый собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX Святого, и в честь Девы Марии получил название Нотр-Дам де Шартр.

Главный фасад собора - западный, обрамленный двумя колокольнями. Здесь было расположено множество статуй: 24 крупные (19 сохранилось) и 300 более мелких фигуративных элементов, создававших декоративное украшение фасада. Стена за спинами статуй покрыта узорами, несущими отпечаток еще не закатившегося романского стиля - плетёнки, колонны, листья аканфа. Портал на этом фасаде носит почетное имя Королевского.

Из-за сложной истории строительства собора две его колокольни выполнены в разном стиле: северная башня носит отпечаток типичной ранней готики (с толстыми нервюрами и конусообразным силуэтом), и увенчивается шпилем в стиле пылающей готики, поставленном в 16 веке. А южная башня имеет более классический готический облик, будучи возведенной в зрелый период стиля. Ее шпиль более прост. Эта разница между двумя колокольнями является уникальной чертой здания. В этой башне находятся 7 колоколов, каждый из которых имеет свое собственное имя и голос.

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.

На северном фасаде расположен портал, носящий название «Ворот Завета». Здесь изображены сцены из Ветхого Завета и жития Девы Марии. На центральной арке высечены эпизоды из Книги Бытия. Правая часть посвящена теме «трудов и дней».

Предположительно, статуи Блаженной Изабеллы и ее отца Людовика VIII на одном из порталов собора.

На северной стороне собора расположены также часы XVI века.

Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, симметричен северному, рассказывает о Церкви, которая опирается на апостолов (центральная часть), святых (справа) и мучеников (слева).

Собор знаменит, прежде всего, благодаря своему удивительно богатому декору. В интерьере и фасаде насчитывается почти 3 500 статуй, многие из которых являются совершенными образцами готического стиля. Здесь насчитывается 9 резных порталов, самый большой хор во Франции и самая большая крипта в романском стиле. Общая площадь 176 окон-витражей собора составляет 2 600 кв. м.

Отреставрированный деамбулаторий:

Ограда хора отделяет его от деамбулатория. Она полностью скульптурная – 40 групп, насчитывающих 200 статуй, многие из которых сделаны мастером по имени Жан де Бос, который начал работу в начале 16 века. Ренессансная иконография посвящена эпизодам из жизни Иисуса и Девы Марии. В соборе хранится деревянная статуя Девы, датируемая 1540 годом, которая была частью загородки, разрушенной в 18 веке.

Весьма прославлены витражи Шартрского собора - как своей красотой, так и тем, что это самый значительный единый ансамбль окон, сохранившийся с 13 века. В основном их создали в 1205-1240 годах. Большинство окон было сделано в то время, когда собор перестраивался после пожара 1194 года. Древней лишь витражи аббатства Сен-Дени, заказанные аббатом Сугерием в 1144-1151 годах. Три окна на западном фасаде сохранились от предшествующего столетия – вероятно, 1145-1155 годов. Также осталось раннее окно 1180 года – в южной стороне деамбулатория, изображающее Деву Марию. Оно имеет имя собственное – Богородица Красивого Стекла (Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière). Это один из главных, самых знаменитых, витражей собора.

Знаменитый витраж Notre-Dame de la Belle Verrière XII века. Именно на нем сохранился изумительный голубой цвет.

Основной цвет шартрских витражей - интенсивно синий, созданный с использованием синего кобальта, секрет воспроизводства которого ныне утерян. Почти две сотни окон являются важными произведениями декоративно-прикладного искусства. Несколько окон были повреждены и восстановлены в последующие века. В 1972 году витражи начали чистить от загрязнений, и работы все еще продолжаются. Сюжеты традиционные - из Ветхого и Нового Заветов, хотя использованы мотивы из «Золотой легенды» Якова Ворагинского. Среди мотивов можно найти знаки зодиака, а также упоминания о цехах, которые, возможно, оплатили создание этих витражей. Повествование в витражах, как правило, читается снизу вверх и слева направо (за исключением цикла Страстей, который читается сверху вниз). Помимо витражей с традиционными евангельскими сюжетами любопытно разглядывать цикл окон с историей Карла Великого, причем этот правитель даже не является канонизированным святым. В Сен-Дени есть окна на аналогичные сюжеты, например, о легендарном путешествии императора на восток, во время которого были обретены реликвии Страстей. Витражи в Шартре придуманы на основе тех же древних манускриптов, но с добавлениями. Истории очень странные и непривычные: например, одно из окон посвящено покаянию Карла Великого за грех кровосмешения со своей сестрой, от которого родился Роланд.

Окно-роза на фасаде северного трансепта изображает Богоматерь с младенцем на троне, в окружении лучей с голубями, ангелами, царями и пророками. Окно-роза южного трансепта посвящено сюжетам Апокалипсиса, а также теологическим толкованиям. В центре находится Христос во славе.

Нетрадиционны также витражи в капелле Вандом, которые были оплачены Луи де Бурбоном, графом Вандомским, после паломничества в Шартр и после битвы при Азенкуре, где он был взят в плен. Часовня была построена в 1417 году. Здесь изображены члены его семьи (в том числе королева Жанна Неаполитанская и Жан де Лузиньян, король Кипра) и их святые покровители. К сожалению, к 1700 году они были уже повреждены, а во время Французской Революции уничтожили изображения членов семьи Вандома. Изображения были переделаны в 1920 году художником Альбером-Луи Бонно по рисункам из частной коллекции. Одна из характерных черт этого витражного цикла – большое количество донаторов, которые вложили средства в создание этих окон. Это не только короли (Людовик VIII, Фердинанд III Кастильский, Людовик IX и Бланка Кастильская), герцоги и графи (Тибо VI, граф Блуа, Симон де Монфор), а также 30 гильдий (плотники, каменщики, пекари, скорняки), которые изображены в бытовых сценках, дающих яркую картину средневекового цехового общества.

Интересно, что деревянная кровля собора сгорела в 1836 году, на следующий год ее заменили медными листами по металлическому каркасу. Современный облик является результатом реконструкции, осуществленной в 1997 году.

Украшения и скульптура собора при подъему на одну из башен:

Крипты храма являются результатом строительных работ разных периодов и носят черты различных архитектурных стилей. Здесь можно посмотреть фрески 12 века, 19 века, а также современные росписи. Внутренняя крипта, вероятно, является частью сооружения, построенного в каролингскую эпоху, в 9 веке. Она носит имя святого Любена и находится под хором нынешнего собора, чуть ниже алтаря. Наружная крипта святого Фульберта (она же нижняя церковь) идет полукругом от одной башни к другой. Датированная 11 веком, она имеет 230 метров в длину и 5-6 метров в ширину, и является самой крупной криптой во Франции. Здесь находится часовня Богоматери Подземной (Notre-Dame Sous-Terre) – пожалуй, одно из древнейших святилищ, посвященных Деве Марии, в Западной Европе. Здесь стоит статуя, датированная 1975 годом, которая воспроизводит древнюю статую, вероятно, сожженную революционерами в 1793 году. Она могла изначально быть статуей Богини-Матери галло-римских времен. Другие капеллы в подземной крипте – три романские и четыре готические (13 век). Здесь также расположен колодец Сен-Фор (Saints-Forts), вода которого, по средневековому поверью, обладала чудотворной силой исцеления. В южной галерее находятся фрески 12 века, изображающие популярных святых – Климента, Эгидия, Мартина, Николая. В конце южной галереи стоит каменная купель романского периода.

Холм, на котором построен Шартрский собор, задолго до появления христианства был культовым местом.

Этот холм был священным задолго до прихода друидов и тысячелетиями служил центром паломничества. Что же притягивало сюда язычников? Что указало друидам и тем, кто был здесь до них, на то, что земля здесь "святая"?

Это genius loci - дух места...

Дух земли проявлялся иногда в виде подземных вод с магнитными свойствами или в том, как, согласно верованиям древних, боги давали о себе знать.

Среди таких мест можно отметить Дельфы, Храмовый холм в Иерусалиме и холм в Шартре. В этих местах можно обнаружить наиболее мощные теллурические силы (энергетические потоки, земные токи).

Это Spiritus Mundi, или дух земли. Spiritus Mundi настолько силен, что может разбудить в человеке некие скрытые силы. Так считалось со времен друидов, когда холм в Шартре называли Холмом сильных или Холмом посвященных...

Этот дух места настолько священен, что никакое физическое воздействие не может его уничтожить. Поэтому ни в коем случае нельзя осквернять холм, который стоит на этом месте. Собор в Шартре единственный собор во Франции, где не был погребен ни один монарх, кардинал или епископ. Холм до сих пор остается неоскверненным, как и Храмовая гора в Иерусалиме.

О наличии в Шартре Spiritus Mundi было известно с доисторических времен. О нем знал и люди, построивший собор на пересечении водных течений, которые усиливают действие «духа места».

Согласно некоторым исследователям, мощь этого мистического энергетического места в Шартре усиливают большая петля подземной реки и сходящиеся в одной точке веерообразно расположенные подземные каналы. В самом соборе есть еще несколько мест, где энергетические силы проявляются так заметно, что это чувствуется физически.

Фотографии с шоу-подсветки собора летом 2013-го года.

Кафедральный собор, который украшает французский городок Шартр, выстроен примерно в 100 км от Парижа. Архитектурный шедевр включён в реестр объектов наследия ЮНЕСКО. В этом соборе находится самая почитаемая христианская реликвия, которую называют «плащаница Пресвятой и Пречистой Девы Марии».

Шартрский собор: историческая справка

Место, где расположен собор, давно считается Священной землей. С 876 года в этом городе находится плащаница Пресвятой Богоматери. Ранее на месте католического собора, который сгорел в 1020 году, возвели романский собор. Затем в 1194 году и этот собор был разрушен пожаром. В этот же год было принято решение возвести новую церковь на пожертвования горожан, а также всех тех, кто хотел в этом участвовать. Собор строился силами жителей Шартра. Население доставляло к месту строительства камень и другие материалы. Изначально процесс строительных работ начинался с возведения главного нефа. А в 1260 году собор осветили в присутствии семьи короля Людовика Девятого. С 13 века и до сегодняшнего дня католическая церковь в готическом стиле не подвергалась каким-либо разрушениям, серьезно не реставрировалась, а также не отстраивалась заново.

Архитектура: утонченный готический стиль

План собора похож на латинский крест. Восточная часть церкви обладает несколькими радиальными часовнями. Две разные по стилю и высоте башни придают сооружению особый шарм и уникальность. Башня на севере высится на 113 м над землей, а Южная башня поднимается в высоту на 105 м. Шпили конструкций выстроены в стиле «пламенеющая готика». Три портала Шартрского храма остались от прежнего строение. Входы в собор украшены статуями, имеющими отношение к 13 веку. Число скульптур, которые украшают готический собор, составляет примерно 10 000 наименований. Южное крыло сооружения дополнено астрономическими часами, которые построили 16 веке.

В 1793 году часы сломались, до этого времени они показывали день, время заката и восхода солнца, лунные фазы, месяца и даже знаки зодиака. И, конечно, по ним можно было узнать текущие часы и минуты.

Интерьер легендарного строения

Согласно плану Шартрского собора, его неф не знает аналогов во всей Франции. Он тянется до красивой апсиды. А между арками и окнами нефа расположен трифорий. Галерея проходит вдоль хора и алтарной части, как бы опоясывая их, и соединяя воедино.

В католической церкви огромное множество цветных витражей. Площадь всех стеклянных поверхностей составляет примерно 2000 м в квадрате. Уникальная коллекция картин из стекла занимает примерно 150 окон. Некоторые из них датируются 12 веком.

Отдельные витражи данной коллекции являются настоящими произведениями искусства. «Богородица из красивого стекла», а также композиция «древо Евсеево» — это стеклянные панно, известные во всём мире.

Яркой особенностью витражных композиций собора считается их насыщенность, а еще чистота цветов и оттенков. Секрет веществ, используемых для росписи витражей, был утерян. Но на многих из них изображены сюжеты из Ветхого и Нового заветов, а также повествования о жизни пророков, простых крестьян, странствующих рыцарей, мастеров, и, конечно, королей. Все каменные скульптуры храма именуют «каменной библией».

На полу католической церкви воссоздан интересный лабиринт. Его символизм раскрывается, как путь верующего человека к духовности и Богу. В центре лабиринта изображён цветок, у которого 6 лепестков. Очертания данного цветка очень похоже на многие готические розы, украшающие собор.

В собор на экскурсию

Туристы, которые попадают в Шартрский собор впервые, немного теряются от его величественной красоты и обилия интересных элементов. Находясь в Шартрском соборе, стоит обратить свой взор на следующие вещи:

  • Большинство витражей содержит такой оттенок синего, который имеет собственное название, и именуется «Шартрская синь». Секрет получения данного оттенка до сих пор не разгадан. И в точности воспроизвести его пока не удалось;
  • Лабиринт, который находится у всех под ногами, составляет 294 м. Во время службы он заставляется стульями, и рассмотреть его полностью не получится;
  • Окна-розы также являются отличительной особенностью данного собора. Вообще, готическая роза – это главный архитектурный мотив данного сооружения;
  • Резная стена у алтаря достойна пристального рассмотрения не меньше, чем другие части собора;
  • Коллекция витражей данной церкви выполнена в аутентичном стиле.

Всё вышеперечисленное благодаря заботе государства и верующих находится в отличном состоянии.

За зданием самого собора расположена смотровая площадка. На ней при помощи природных материалов воссоздан лабиринт, украшающий пол готической церкви.

Пространство вокруг собора также выглядит довольно ухоженным. Рядом с ним построены общественные заведения, где можно просто перекусить или плотно пообедать.

Как добраться до Шартрского собора?

В Париже есть вокзал под названием «Монпарнас». Оттуда каждый день ходят поезда в Шартр. Билеты можно купить, как перед самой отправкой поезда, так и забронировать заранее. Также присутствует возможность покупки билета в категории «туда-обратно».

Если планируется поездка на авто, то можно воспользоваться трассами А10 и А11. Шартр – это небольшой город, куда активно стремятся лишь паломники. Большого скопления людей там не бывает, поэтому с парковкой не должно быть проблем.

Адрес собора: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Шартр, Франция

Телефон: +33 2 37 21 59 08

Понравилось? Лайкни нас на Facebook