Храм минакши индия. Храм минакши, мадурай, индия

Загадочная Индия - это удивительная страна, сохранившая величайшую древнюю культуру. Именно здесь располагаются самые роскошные архитектурные сооружения, и при взгляде на них перехватывает дыхание от восхищения. В украшении колоритных храмовых ансамблей раскрываются все грани народной фантазии.

Об этой достопримечательности, превращенной в каменную энциклопедию жизни и совершенных богиней Минакши подвигов, восторженно отзывался итальянский путешественник Марко Поло. Настоящее чудо света оценили и древнеримские ученые Плиний и Птолемей, упомянувшие о нем в своих сочинениях.

Святилище, посвященное супруге Шивы

Храм Минакши (Meenakshi Amman Temple) посвящен одной из жен бога Шивы. Считается, что он возведен еще до появления города Мадурай, выросшего вокруг религиозного комплекса. Когда-то населенный пункт был столицей древнейшего государства Пандья, и его называли "восточными Афинами".

Никто не знает, когда и кем возведен религиозный памятник, но первые упоминания о нем приходятся на III век до нашей эры. Свой нынешний вид достопримечательность приобрела в период между XVI и XVII столетиями, считающимися золотым веком города, который стал единственным оплотом древнеиндийской культуры. И именно с правлением царя Тирумалайи связан взлет храмового зодчества в Индии. Однако уже через сто лет, когда началась европейская колонизации страны, эпоха традиционной религиозной архитектуры завершается.

Каменный памятник любви

Удивительный храм Минакши, описание которого представлено в статье, находится в самом сердце города Мадурай, и все дороги ведут к главному святилищу, ставшему каменным свидетельством любви Шивы и его жены. Настоящее произведение искусства стоит на площади, от которой в разные стороны расходятся, словно круги, улицы. Местные жители уверяют, что боги, наблюдающие за живыми с небес, видят изображение раскрывающегося цветка, лепестки которого состоят из переулочков и строений.

Легенда о встрече грозного бога и Минакши

Как гласит индийский эпос, Минакши (второе имя Парвати) - воинственно настроенная дочь царя Пандая - обладала не самой привлекательной внешностью: у нее были глаза навыкате, напоминающие рыбьи, и три груди. Когда непобедимая в битве принцесса познакомилась с будущим мужем, то ее тело преобразилось и изъян пропал. Через несколько дней влюбленные обвенчались. В честь свадьбы жители возвели роскошный храм Минакши в городе Мадурай (штат Тамил-Наду), на левом берегу реки Вагай.

Описание достопримечательности

В состав религиозного комплекса, построенного в виде ромба, входят два храма, посвященные Шиве и его супруге, а также пруд. Возле восточных ворот, которые являются центральным входом, располагаются скульптуры жены верховного бога, Минакши и их сына - Ганеши (божества с головой слона, исполняющего желания). 14 башенок (гопурам) украшают территорию святилища, куда каждый день приходят до 15 тысяч человек.

Важный центр индуизма

Храм богини Минакши является не только главным центром индуизма в стране, но и самым богатым, поскольку миллионы паломников привозят с собой роскошные подарки.

Перед входом верующие совершают ритуальное омовение в водоеме, который носит название Золотая Лилия. К нему ведет отвесная лестница, окруженная расписными колоннами. Паломники уверены, что любой грешник сможет очистить карму, искупавшись здесь. Внутри храмового комплекса находится еще один пруд, окружающий святилище. Его заполняют водой только во время религиозных праздников для отправления ритуалов.

Не территории храма Минакши (Мадурай), ставшего важным культурным и религиозным центром, располагается хижина богини, куда вход мужчинам запрещен. А вот в святилище Шивы, скрытое от людских глаз, могут попасть только избранные священнослужители. Каждую ночь жрецы выносят статую грозного божества и укладывают ее на супружескую кровать к Парвати.

Здесь же располагается алтарь Ганеши, у которого стоит его живое воплощение. Огромный слон в обмен на монетку благословляет всех верующих, прикасаясь к ним хоботом.

Покрытые скульптурами башни

Архитектурная особенность древнего памятника, расположившегося на площади в шесть гектаров, заключается в том, что башни, на которых нет пустого места, покрыты разноцветными скульптурными изображениями. Они все высечены из гранита, и ни одно из них (а их более 33 тысяч) не повторяется. Архитектура памятника отвечает главной идеи индуизма о круговращении бытия (сансаре) и инкарнациях души в новые телесные оболочки. Большинство башенок и других построек появились в период правления Тирумалайи. На примере главного святилища страны можно увидеть перемены, происходившие в индийском искусстве.

Снаружи храма Минакши находится девять башен (гопурам), а внутри - пять. Они высятся над всеми крышами домов города, а по ночам горят яркими огнями. Для наибольшего визуального эффекта многочисленные ярусы уменьшаются к вершине, которую венчает цилиндр из камня. Каждая башня украшена плотно расположенными между собой каменными изваяниями, раскрашенными во все цвета радуги. Тысячи мифических животных, демонов, богинь и богов, паломников и воинов радуют взоры гостей.

Изначально многочисленные скульптуры были одного цвета. После того как достопримечательность разрушили мусульмане, ее вновь восстановили. Это случилось тогда, когда индуистские цари смогли вернуться на престол. В XIV веке архитекторы раскрасили статуи, и сейчас религиозный памятник выглядит очень ярко и празднично.

Позолоченные маковки гопурам, возвышающихся над землей на 50 метров, горят огнем на солнце. Возведенные вокруг прозрачного озера, они представляют собой настоящее произведение искусства.

Уникальное зрелище

К расписным изображениям относятся по-разному: одни туристы восхищаются уникальным зрелищем, а другим такое богатство кажется чрезмерным. А вот искусствоведы озабочены, говоря о том, что пришло время наконец-то очистить скульптуры от многочисленных слоев эмали. Иногда реставраторы работают над тем, чтобы восстановить первоначальный вид храма Минакши в Индии, но это очень длительный и непростой процесс.

Айираккал Мандапа - зал тысячи колонн

Ayirakkal Mandapa появился намного раньше, чем основной комплекс. Тысячеколонный зал Шивы выделяется среди остальных строений, хотя, по подсчетам исследователей, здесь не тысяча, а намного больше колонн, и среди них невозможно найти две одинаковые. Даже те столпы, которые перегружены скульптурами, иллюстрирующими все богатство мифологии Индии, выглядят не только пышно, но и изящно. Кроме того, несколько десятков колонн, выполненных из базальта, являются музыкальными: если по ним постучать, то они издают мелодичные звуки.

Сейчас в зале Айираккал Мандапа обустроен музей.

Религиозные праздники

Для торжественных процессий внутри храма Минакши проложена пуджа - специальный проход, ведущий вокруг священного места и позволяющий пройти по часовой стрелке.

В главные религиозные праздники на золотой колеснице, в которую впряжен огромный слон, провозят фигуру Шивы. Мало кто из путешественников отказывается увидеть священные церемонии, которые дошли до потомков в неизменном виде.

В январе - феврале проходит так называемый праздник на плотах, привлекающий внимание сотен тысяч паломников. Изображения Минакши и ее грозного супруга провозят по искусственному озеру, а за ними на украшенных огнями лодках плывет остальная процессия.

Каждый вечер верующие прощаются с днем, который прошел, и встречают новый. Так проводится церемония поклонения богам, и, как только стемнело, начинается процессия, несущая святыни, под звуки рожков и колокольчиков. Ритуальная храмовая жизнь выплескивается на улицы, по которым проходят тысячи паломников.

Исторический памятник, где совершаются духовные обряды, открыт и днем, и вечером. Европейским путешественникам не стоит забывать, что туристическая достопримечательность в первую очередь является религиозным объектом, поэтому необходимо соблюдать нормы приличия.

Несколько лет назад было разрешено фотографировать внутри храма Минакши Амман, а сейчас охрана требует оставить в камере хранения все вещи, кроме денег и паспорта. Необходимо снять обувь перед входом в святилище, отдав за это монету.

После того как в 2008 году сторож памятника покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с одной из гопурам, туристам запрещено подниматься на башни, чтобы осмотреть достопримечательность с высоты.

Посетителям стоит запастись временем, поскольку потребуется не менее трех часов, чтобы осмотреть храм Минакши (Индия).

Сувениры, которые продаются на территории храма, посвящены богине и ее супругу. Здесь можно приобрести миниатюры барельефов, а цена зависит от количества фигурок. Часто гости покупают ароматные благовония и масла. Продавцы любят торговаться и снижают цены в несколько раз. Как признаются посетители, такого выбора, как в городе Мадурай, нет нигде. А за Восточными воротами работает самый настоящий восточный базар, где пахнет специями и пряностями.

Там, где находится храм Минакши, туристы погружаются в настоящую сказку, и никто не может устоять перед соблазном окунуться в мир иллюзий и фантазий. Каждый сохраняет в памяти воспоминания о величественном памятнике, ставшим подлинной классикой мировой архитектуры.

Храм Минакши в Мадурае - громадный храмовый комплекс. Точная дата постройки не известна. Храм Минакши находится в самом центре города, и здесь проходят многочисленные праздники и ритуалы для жителей города.

Храм имеет 258 метров в ширину и 223 метра в длину. Высота - 51,9 метров. Он увенчан четырнадцатью гопурами - башнями высотой до 50 метров. Пять башен расположены внутри храма, остальные снаружи. Все они полностью покрыты множеством относительно небольших разрисованных скульптур. Это многорукие Шивы, многоликие богини, жрецы и музыканты, мифические животные, мужчины и женщины. Много тысяч фигур, ни одна не похожа на другую.

Перед входом в храм расположен «Пруд золотой лилии», предназначенный для обряда омовения. Храм открыт круглые сутки. Довольно часто вокруг храма проходят процессии паломников, сопровождаемые музыкантами.

Официальная версия предполагает, что создание храма Минакши (его еще называют Большим храмом) относится к XVII столетию, к годам расцвета Мадурая.

Комплекс храма Минакши занимает площадь 258 × 223 м. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен-гопурамов. Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места ворот. Другие четыре, меньших размеров, - на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого гопурама - 50 м.

Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный валик-цилиндр.

В то время как сияет величественным мраморным блеском, храм Минакши Амман пестрит яркими цветами. Храм Минакши Амман, или как его еще называют Минакши Сундарешвар, расположился на левом берегу реки Вагай, на территории города Мадурай, что в индийском штате Тамил Наду. Мадурай является важным паломническим и культурным центром штата; его считают одним из старейших непрерывно населенных пунктов в мире, чья история длится уже более двух тысяч лет.

Храм Минакши Амман, история, архитектура и интерьер

Храм Минакши Амман, общепризнанный шедевр тамильской архитектуры и , представляет собой огромный комплекс зданий, занимающий 6 гектаров прямо в самом центре Мадурая. Внутрь можно попасть через одни из четырех имеющихся ворот. Четырнадцать величественных гопур (башен) высотой до 50 метров, обильно украшенных тысячами скульптур богов и сценами из эпосов, сюрреалистично возвышаются над городом.

Минакши. одна из аватар супруги бога Шивы, индуистской богини Парвати, в переводе с тамильского означает «рыбьеглазая». В тамильском эпосе «Шилаппадикарам», Минакши описывается как богиня-воительница, с полумесяцем в волосах, с двумя руками. В левой руке Минакши держит цветок лотоса, а в правой - меч. Описывается, что правая сторона её тела малинового цвета, а левая - черноватого. Это одна из форм Парвати, традиционно почитаемая на юге Индии, особенно в Тамил Наду.

В написанных на новоиндийских языках Стхала Пуранах (Пуранах, прославляемых определенные святые места «Стхалы»), рассказывается об истории Минакши и Шивы, называемого в здешних краях Сундарешвар (красивый). Согласно эпосу, Минакши родилась в семье местного царя Малаядхваджи после того, как тот долгое время поклонялся лингаму, установленному в соседнем лесу Индрой.

Минакши, богиня-воительница, покорила всю вселенную, кроме Кайласа, вечной обители Шивы. В тот момент, когда она увидела гималайского бога, она осознала свою вечную и неразрывную связь с Шивой, преклонилась перед ним и отступила.

Вернувшись в столицу Мадурай, семья рыбьеглазой Богини немедленно стала готовиться к предстоящей свадьбе Шивы и Минакши. Пышная свадьба, на которой присутствовали все божества индийского пантеона, продолжалась много дней, затмив своей роскошью подобные события в небесном царстве. На свадебном пиру все присутствовавшие боги отказались вкусить изысканные яства до тех пор, пока Шива не станцует свой космический танец.

В результате танца Шивы перед своей супругой вся жизненная сила слилась с красотой, и Минакши слилась с лингамом, который стал олицетворением жизни и красоты. Сундарешвар и Минакши долгое время правили Мадураем в обличии смертных, вознеся свое царство на вершину процветания.

Первые упоминания о нахождении на данном месте культового сооружения встречаются в письменных источниках как минимум с VII века. Впрочем, многие исследователи склонны полагать о наличии здесь населенного пункта как минимум с III века до н.э. По всей видимости, современный облик храм Минакши Амман приобрел в XVI – XVII веках.

Самой старой же постройкой святилища является восточная башня-гопура, которая была построена еще в 1216-1238 годах по приказу короля Маравармана Сундара Пандьяна. Также на территории комплекса располагается две большие позолоченные виманы – скульптурные башни-павильоны, в которых располагаются главные святыни храма.

В одной вимане находится высеченное из черного камня с изумрудным оттенком изображение Богини Минакши, в другой – скульптура Сундарешвара. Помимо Парвати и Шивы, в храме также поклоняются Ганеше, скульптура которого стоит неподалеку от виманы Сундарешвара.

Каждая гопура Минакши Сундарешвар является настоящим произведением архитектурного искусства: с самого низа и до верхушки она покрыта великолепными скульптурами, выкрашенными в яркие цвета.

Ежедневно в храм приходят около 15 тысяч посетителей, а по пятницам их количество возрастает до 25 тысяч. Сам храм открыт круглые сутки, так как здесь в любое время дня и ночи совершаются духовные и религиозные обряды, посвященные аватару Парвати - Минакши и ее мужу Шиве.

Индия, фото храма Минакши Амман

Храм Минакши в Мадурае — индуистский храм, названный в честь трёхгрудой богини Минакши, одной из супруг бога Шивы. Находится в южноиндийском штате Тамил-Наду (Тамилнад), приблизительно в 520 километрах от Мадраса.

«Минакши» означает «рыбьеглазая». Так, по преданию, звали принцессу, у которой действительно были выпуклые и большие «рыбьи» глаза. Была у нее и еще одна особенность — она родилась на свет с тремя грудями. Озадаченные родители призвали на совет нескольких самых уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь принцессы исчезнет в тот день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это предсказание сбылось в тот день, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву, представшим перед ней под именем Сундарешвара — «Повелитель красоты».

Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой. В память об этом событии в Мадурае в XVII веке был сооружен громадный храмовый комплекс. Здесь хранятся святыни, связанные с Минакши и Шивой-Сундарешварой, и поэтому до сих пор это святилище остается одним из центров паломничества в Индии.

Создание храма Минакши (его еще называют Большим храмом) относится к годам расцвета Мадурая. Когда под натиском мусульманских султанов пало соседнее северное государство Виджаянагар, Мадурай стал последним оплотом древней индийской культуры. С именем правителя Мадурая — царя Тирумалайи из династии Наяков, правившего в 1623-1659 годах, связан последний взлет средневекового индийского храмового зодчества.

Архитектура индуистских храмов отвечает основным положениям индуизма — универсальной религии, распространенной далеко за пределами Индии. Центральной идеей индуизма является положение о вечном круговороте бытия (сансара). На этом строится учение о перевоплощении душ.

Всякое новое воплощение считается звеном в длинной цепи рождений: человек умирает, но его душа обретает новое тело. Так продолжается до тех пор, пока эта личная душа — Атман — не сольется с вселенским абсолютом — Брахманом.Место, где человек вновь воплощается, его положение в обществе и судьба зависят от его деяний, благих или дурных поступков в прошлых воплощениях. Возмездие за грехи определяется законом кармы.

Нормы праведной жизни устанавливает дхарма — правила поведения, указывающие, что есть добро, а что зло. Путем, ведущему к конечному «освобождению» от пут кармы и спасению считается высшая абстрактная мудрость («путь знания»). В этом состоит принципиальное отличие индуизма от христианства, где путем к спасению является не бесстрастный «путь знания», а любовь к ближнему.

Храмовый комплекс Минакши занимает площадь 258 х 223 метра. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен-гопурамов. Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места ворот, другие четыре, меньших размеров — на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого гопурама составляет 50 метров. Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный валик-цилиндр.

Большинство зданий из всего комплекса храмовых построек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по красоте Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее — в середине XVI века. В облике главного святилища храма Минакши можно увидеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в период упадка. Храм, построенный в XVII веке, утратил прежнее значение центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних храмов Индии башни-шикхары. Это всего лишь невысокое здание с плоской крышей, окруженное обширной сетью внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными галереями.

Богатство украшенных фигурами колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого лабиринта выделяется знаменитый Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не тысяча, а более двух тысяч колонн. Считается, что здесь невозможно найти двух похожих колонн. При этом они оформлены с необычайной щедростью, убранство многих колонн выглядит даже перегруженным, но при этом они не теряют своего изящества и выглядят очень пышно.

Изучение скульптур, которые украшают колонны, могло бы занять много месяцев. Среди них — боги, богини, эпические герои, танцовщицы и музыканты, драконы, фантастические существа, животные. Они как бы иллюстрируют все неисчерпаемое богатство индийской мифологии.

В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм Минакши продолжает функционировать и оставаться местом паломничества, сюда ежегодно устремляются десятки тысяч людей. Существуют свидетельства о 64 фактах чудес, которые Шива якобы свершил в храме Минакши.

Перед входом в храм паломники совершают ритуальные омовения в огромном пруду, называемом прудом Золотой Лилии и в нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии ведет прямая отвесная лестница, окруженная расписной колоннадой.

Храм открыт для паломников и днем и ночью. Многочисленные торговцы держат здесь свои лавочки и торгуют всевозможными сувенирами — от крошечных фигурок Шивы до пряностей и благовоний. Весьма популярна также сандаловая паста — ее приносят в дар богам для умащения священных статуй.

Центральное святилище Шивы скрыто в небольшом, таинственном и сумрачном помещении и доступно только ограниченному числу священнослужителей и немногим избранным.

Центральная ось храма и святилища Сун-дарешвара направлена с востока на запад. Внутри храма есть специальный проход для торжественной процессии — пуджа, ведущий вокруг святилища, что позволяет обойти вокруг него по часовой стрелке.

По особым праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. В колесницу впряжен слон — в честь слоноподобного бога Ганеша. Фигура этого бога тоже часто встречается в храме.

В храме Минакши часто организуются приуроченные к праздникам торжественные процессии, сопровождаемые музыкантами. Ежегодно в январе-феврале в Мадурае отмечается праздник Теппам — «праздник на плотах», который всегда привлекает множество паломников. Изображения Шивы-Сундарешвары и трехгрудой Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру Мариамман-Теппаккулам. За ними на плотах и лодках плывет вся праздничная процессия. На одном из островов посреди озера стоит храм, построенный в то же самое время, что храм Минакши.

Храм Минакши в Мадурае наряду с несколькими другими храмовыми ансамблями Южной Индии завершил собой эпоху традиционной индийской храмовой архитектуры. В период начавшийся в XVIII веке европейской колонизации крупное храмовое строительство в Индии прекратилось.

Храм Минакши (Meenakshi Amman Temple), или как его еще называют Минакши Сундаресварар, расположился на левом берегу реки Вагай, на территории города Мадурай, что в индийском штате Тамил Наду. Храм был возведен в честь Богини Парвати, известной также под именем Минакши, и ее супруга Шивы, которого в этой части страны называют еще Сундаресварар.


Фото 2.

Храм Минакши представляет собой огромный комплекс зданий, который занимает обширную территорию прямо в самом центре Мадурая. Внутрь можно попасть через одни из четырех имеющихся ворот. Комплекс состоит из четырнадцати башен, которые в постройках такого типа называются гопурамы. Каждая такая гопурам возвышается над землей на 45-50 метров. Они возведены вокруг красивого водоема. Самая большая гопурам - южная башня - имеет высоту 52 метра.

А самой старой считается восточная гопурам, которая была построена еще в 1216-1238 годах по приказу короля Маравармана Сундара Пандьяна. А также на территории комплекса располагается две большие позолоченные вимана - скульптурные башни-павильоны, в которых располагаются главные святыни храма. В одной вимана находится высеченное из черного камня с изумрудным оттенком изображение Богини Минакши, в другой - скульптура Сундаресварара. Помимо Парвати и Шивы, в храме также поклоняются Ганеши, скульптура которого стоит неподалеку от виманы Сундаресварара.

Фото 3.

Каждая гопурам Минакши Сундаресварар является настоящим произведением архитектурного искусства: с самого низа и до верхушки они покрыты великолепными скульптурами, выкрашенными в яркие цвета.

Комплекс был полностью построен в XVII веке - в 1623-1655 годах.

Ежедневно в храм приходят около 15 тысяч посетителей, а по пятницам их количество возрастает до 25 тысяч.

Фото 4.

Сам храм открыт круглые сутки, так как здесь в любое время дня и ночи совершаются духовные и религиозные обряды, посвященные аватару Парвати — Минакши и ее мужу Шиве.

Посещая это место, помните, что храм является не только туристической достопримечательностью, но и важным религиозным местом, где помимо иностранных путешественников можно встретить верующих. Старайтесь соблюдать все нормы приличия, соответствующие их вере.

Фото 5.

Интересные факты


  • По древней легенде, богиня Минакши имела глаза в форме рыб и была непобедима в битве.

  • В 1310 году этот восхитительный храм был практически полностью разрушен, так как завоевавшие эти земли мусульмане делали подобное практически со всеми храмами иных религий. Однако ближе к концу XIV века его полностью восстановили, когда индуистские цари снова смогли вернуть себе престол.

  • Из-за его особенного статуса и удобного месторасположения, этот храм любим организаторами городских праздников и фестивалей.

  • Так как это место является очень значимым для паломников, ежедневно тысячи людей наносят сюда визит.

  • На территории храма есть хижина Парвати — место, куда может ступить лишь женщина. Мужчинам вход сюда строго запрещен.

  • Все скульптуры, которые вы можете здесь увидеть, подкрашиваются и аккуратно реставрируются каждые 12 лет.

  • Несмотря на то, что после последнего восстановления, возраст этого храма лишь чуть превышает 400 лет, его история насчитывает более 2000.

  • Если вы увидите в храме изображение девушки с зеленой кожей с тремя грудями, то знайте, именно так и выглядит Минакши.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook