Церковь николая чудотворца в риме адрес. Православная русская церковь в риме

Православный Рим появился после того, как великая империя позаимствовала религиозную модель у греков. Большая часть богов, существовавших у греков, получила новые римские имена и православный Рим обзавелся собственным Олимпом.
Прошло несколько веков, разочаровался в своих божествах, в конце I века н. э. в Италии появилось христианство – новая религия.

Христианство уверенно занимало лидирующее положение и постепенно вытесняло другие верования с территории Рима и всей страны. Но через два века Флавий Клавдий Юлиан, римский император, запретил христианство. В 313 году н.э. Константин Великий своим указом призвал относиться ко всем религиям с уважением.

Православный Рим получил поддержку государства и начал строительство одного из самых старых храмов – Латеранской базилики, увидеть это древнее здание можно в Риме и сегодня. К концу IV в. языческая вера практически исчезла из жизни римлян, христианство вошло в жизнь римлян. В это время возводилось огромное количество храмов, названных римлянами базиликами, большей частью можно любоваться сейчас. Воздвигали здания на месте разрушенных языческих, так появлялся православный Рим.

Православная святыня находится на территории Ватикана. – невероятное и потрясающее воображение строение. Собор величественный, оставляющий незабываемое впечатление на каждого, кто оказывается рядом.

Базилика Святого Павла

Представление о православном Риме будет неполным без базилики Святого Павла. Это великая папская базилика, увидеть которую мечтает каждый верующий. Посещают это православное место в Риме для того, чтобы получить отпущение грехов в обряде, который называется «святая Дверь». Это действо происходит во время Юбилейного года в православном Риме, ранее такое событие происходило раз в 100 лет. Традиции этого мероприятия предполагают, что паломник должен обойти 7 храмов в Юбилейный год, в которых происходят эти события.

В православном Риме в число таких храмов включены базилика Святого Петра, храм Девы Марии Маджоре и Латеранская базилика. Базилика Святого Павла находится на месте предположительного захоронения апостола Павла. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, решил, что базилика имеет слишком простое убранство и решил возвести впечатляющее по архитектуре строение. Завершилось строительство лишь при папе Льве I в V веке.

Православный Рим сохранил базилику практически в первозданном виде, модные изменения эпохи Возрождения и стиля барокко не коснулись этого храма.


15 июля 1823 г. Произошла трагедия, храм сильно пострадал от пожара. Причиной возгорания стал человеческий фактор, рабочие, производившие работы на крыше, не должным образом затушили костер, в результате здание пострадало серьезно. Восстановительный процесс был очень длительным. Реконструкция храма была завершена лишь в девятнадцатом веке.

Особенностью считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. Если вы окажетесь в этом православном храме, то увидите, что несколько мест для портретов остаются пока пустыми. А еще в этом месте православного Рима вам расскажут легенду о том, что в тот момент, когда все места будут заполнены, произойдет Конец Света.

В этом православном храме Рима хранится главное сокровище, почитаемое верующими, – саркофаг с мощами Святого Павла. Единственным, кто может служить литургию в этом месте, является Папа Римский.

Православный Рим: Базилика Святого Климента

В православном Риме есть еще одно намоленное место, оставляющее у паломников неизгладимое впечатление. Таковым является базилика Святого Климента. Находится этот храм к востоку от Колизея. Как правило, все стремящиеся сюда помнят о захоронении в этом месте четвёртого римского епископа Климента, а также Кирилла и Мефодия (часть мощей), подаривших нам кириллицу.

Есть у этого храма в православном Риме и еще одна особенность, при внимательном знакомстве с этим православным местом вы обнаружите, что храм состоит из трех разных зданий, возведенных в разное время. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, именно этот уровень доступен при сегодняшнем осмотре этого православного места в Риме. При обнаружении самого нижнего слоя потрясением стал тот факт, что именно в этом месте жил

Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Тот уровень, который сегодня доступен для осмотра, построен по традициям строительства православных храмов. Украшением базилики стала уникальная мозаика на полу, также фрески на стенах и потолке. Обратите внимание на мозаику «Крест – дерево жизни», изображен на ней Христос, окруженный цветами, птицами и виноградом. Эта мозаика отличается тем, что впервые Христос на ней распят, до этого в храмах его изображали воскресшим. Здесь располагаются гробницы четвертого епископа и русского Кирилла.

Православный Рим получил эту церковь в 2009 году. Возведен он на территории посольства России. Православная церковь названа в честь смелой девушки Екатерины, которая защищала христианство. Пропаганда Екатерины и сила её слова были столь велики, что ей удалось обратить в православие жену императора и часть его войска. Казнена была Екатерина за то, что сумела в философском споре опередить великих мудрецов.

Екатерина жила в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. Церковь, возведенная в честь Екатерины, хранит часть мощей святой. Эта православная церковь была возведена за 4 года, сегодня в ней есть действующая детская приходская школа.

Церковь Святого Николая Угодника

Православный храм в Риме, имеющий непростую историю. Адрес церкви менялся много раз, пока не получил окончательное место в особняке М.А. Чернышевского. 1932 год – год освящения этого православного места в Риме. Этот храм сегодня представляет собой трехэтажное здание, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери, привезенной сюда из Сергиева Посада.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме)

Православный Рим почитает еще один из семи самых известных храмов. Первая церковь появилась на месте, где раньше стоял дворец Елены, матери императора Константина, соответственно сначала назван был в её честь. Интересно, что Елена сама желала возведения базилики. Сначала на этом месте был дворец, позже во время возведения базилики под пол будущего строения было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Этот факт стал основанием для добавления к названию храма приставки «в Иерусалиме».

Лишь в XVII-XVIII веках базилика стала такой, какой мы можем её увидеть сейчас в православном Риме. Это православное место хранит много реликвий, среди которых гвоздь, которым Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста, на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Православные реликвии вы сможете увидеть, если придете в базилику.

В церкви есть мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.

Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано)

Православный Рим невозможно представить без главного собора города. Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Место, на котором стоит храм, принадлежало второй жене Константина, он за три дня до смерти стал православным. Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Этот собор знаменит судом над трупом Папы Формоза. Также в этом православном храме вы сможете оценить мозаику Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

Православный папский алтарь этого собора обращен на восток, а богослужение имеет право здесь совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии “Маджоре” (Санта Мария Маджоре)

Санта Мария Маджоре – один из самых значимых соборов православного Рима. Существует легенда, связанная с возведением базилики. В 352 году папе Либерию и одному из самых богатых жителей Рима приснилась Мадонна, которая указала им место строительства будущего храма. Место выбрано было также по велению Мадонны – лежащий утром снег скрывал будущее основание базилики. Православный Рим в лице каждого Папы Римского постоянно занимался украшением этого храма. В итоге таких изменений сегодня Базилика Девы Марии – одно из самых красивых православных мест Рима.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.

Православная базилика в Риме датируется VI веком. Здание базилики сильно пострадало во время землетрясения 1348 года, а потмо надолго забыто. Папа Мартин V лишь в 1417 году задумался о восстановлении этой церкви Рима. Однако произведенные восстановительные работы были не окончательными, православная церковь еще много раз реставрировалась и видоизменялась.

В этом православном месте вы можете увидеть картину кисти Бачиччо, расположенную в самом центре внутреннего помещения, а также несколько фресок.

Здесь в мраморном саркофаге в капелле под главным алтарем находятся мощи Апостолов Филипа и Якова Младшего . Во внутреннем дворике монастыря в стене есть мраморный саркофаг со скульптурой Микеланжело Буонаротти над ним. Православная церковь была местом захоронения Микеланджело, но сейчас в саркофаге тела нет. Его когда-то увез во Флоренцию племянник мастера.

Православное сооружение, одно из самых известных сокровищ православия. Упоминание о появлении этой церкви в Риме относится к VIII веку.

Кто возвел это православное здание в Риме неизвестно, но здесь хранится Святая Лестница, по преданию, по ней несколько раз поднимался на казнь Иисус Христос.
Реставрация лестницы происходит регулярно. Но такой поток паломников проходит ежедневно по ступеням, что даже деревянная верхняя защита не выдерживает. Православные чтят историю, что Иисус, которого вели по этой лестнице на распятие, уронил капли крови на ступеньки. Сегодня эти отметины застеклены и расположены на 2, 11 и 28 ступенях.

Если Вы едете в Рим, Вы наверняка готовитесь к встрече с древней историей и с прекрасным искусством. Ведь в Риме перед изумленными путешественниками оживает история становления всей европейской цивилизации. Причем многочисленные архитектурные, скульптурные и художественные шедевры совсем не обязательно «прячутся» в или дворцах. Произведения искусства и можно найти почти в любой части города, практически в любом его переулке! А особыми «хранителями» культурных и исторических сокровищ Вечного города являются соборы и церкви Рима. В них можно найти все – и богатейшую историю, и выразительную архитектуру, и уникальные живописные полотна и скульптурные шедевры, и, конечно, бесценные христианские реликвии. Предлагаем вместе с нами заглянуть в наиболее известные и интересные базилики и церкви Рима и узнать, какие богатства они хранят.

Главные соборы Рима

Католическая церковь выделяет среди множества римских церквей несколько наиболее значимых. Это так называемые «папские базилики» (Basilica Papale), которые имеют особый статус в католическом мире и подчиняются непосредственно Папе Римскому. Официально они являются частью Ватикана, где бы ни располагались территориально. Давайте «заглянем» в некоторые из них – наиболее известные и интересные для туристов.

Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор святого Петра в Ватикане – крупнейший христианский собор в Риме и один из крупнейших во всём мире. Но славен он не только своими грандиозными размерами. Архитектурная гармония и роскошь убранства храма поражают воображение. И это неудивительно, ведь над строительством и украшением собора работали такие мастера как Микеланджело (автор знаменитого купола собора), Бернини (создатель удивительной колоннады на площади), Рафаэль, Браманте и множество других выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев.

Собор святого Петра – это сердце Ватикана. А сердцем самого собора является гробница святого апостола Петра. Именно над ней расположен главный алтарь базилики, именно из-за нее и ради нее еще в IV веке на этом месте был выстроен храм. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество других реликвий и, конечно, уникальных произведений искусства.

Собор святого Петра настолько велик, что по преданию, в нем как-то «потерялось» целое войско солдат – говорят, опоздавший на службу командир их просто не заметил. Что же говорить о туристах, которым так непросто разобраться во всем многообразии интересных артефактов собора! Для того, чтобы не «потеряться» в культурном и историческом богатстве этого храма, изучайте его с нашим аудиогидом! Мы создали увлекательную аудиоэкскурсию « », чтобы собор святого Петра раскрылся для Вас, приоткрыл некоторые свои тайны, истории и легенды. Скачайте путеводитель Travelry с аудиогидом, чтобы не пропустить самые яркие шедевры и самые важные реликвии собора святого Петра.

Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.

Читайте также:

Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Базилика Сан Джованни ин Латерано, или Латеранская базилика святого Иоанна – один из первых христианских храмов Вечного города. Этот величественный собор был заложен ещё в IV веке, при императоре Константине Великом. Также его называют «архибазиликой», то есть главной базиликой. Да-да, именно этот собор Рима по своему официальному статусу является главным в католическом мире, даже более важным, чем собор святого Петра в Ватикане! Ведь именно здесь, в Латерано, когда-то находилась резиденция римских пап. И вплоть до 1870 года в этом кафедральном соборе происходило возведение в папский сан.

Интерьер этой грандиозной базилики впечатляет своим величием и торжественностью. Внимательный путешественник найдет в нем много интересного, особенно если с ним . Мозаичный пол, прекрасные статуи апостолов, мозаика XIII века за центральным алтарем, орган XVI века, великолепные реликварии…. В храме хранятся важные святыни – главы святых апостолов Петра и Павла, а также часть стола, за которым Христос с апостолами вкушали Трапезу на Тайной вечере.

Адрес: Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4
Режим работы: 7.00 – 18.30 (без обеда).

Узнайте о Латеранской базилике много интересных фактов и историй с аудиоэкскурсией « », которая доступна в нашем путеводителе по Риму для iPhone.

Базилика Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore)

Существует красивое предание о строительстве базилики Санта Мария Маджоре. В этом фрагменте нашей идет речь как раз о нем:

Построенная еще в IV веке, Санта Мария Маджоре – не только одна из древнейших, но и четвертая по величине церковь Рима. Однако, несмотря на свое величие, собор хранит в себе очень трогательные реликвии. Среди них – фрагменты деревянных яслей, в которых, по преданию, лежал младенец Иисус. Другой святыней храма является древний чудотворный образ Богородицы. Считается, что он написан еще святым евангелистом Лукой. Икону называют «Спасение римского народа», что связано с одним из многочисленных чудес – спасением Рима от эпидемии чумы, которое произошло в VI веке по молитвам к Богородице.

Особого внимания в соборе заслуживают старинные мозаики V века, роскошное оформление боковых капелл (особенно капеллы Боргезе), старинный мозаичный пол, величественный кессонный потолок XV века и много других удивительных и прекрасных деталей, из которых складывается величественный облик храма.

Над собором возвышается 75-метровая колокольня в романском стиле, которая считается самой высокой в Риме.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42
Режим работы: 7.00 – 18.45 (без обеда).

Если Вы собираетесь посетить церковь Санта Мария Маджоре и путешествуете по Риму с iPhone, рекомендуем скачать аудиоэкскурсию « », в которой этому собору посвящен подробный и интересный рассказ.

Базилика св. Павла «За стенами» (San Paolo fuori le mura)

Одна из главных папских базилик Рима. Базилика основана еще при императоре Константине в IV веке на месте упокоения святого апостола Павла. Именно эта важнейшая христианская реликвия по сей день привлекает сюда множество паломников. Во внутреннем дворике храма (созданном еще в XIII веке) хранится и множество других святынь. А роскошный интерьер базилики впечатляет обилием прекрасных произведений искусства.

Адрес : Piazzale di San Paolo, 1
Режим работы: 7.00-18.30.

Секреты древности: старинные фрески, византийские мозаики и античные артефакты

Церковь Санта Мария ин Трастевере (Basilica di Santa Maria in Trastevere)

Одна из старейших римских церквей, построена еще в III веке, еще до официального принятия христианства! Эта церковь считается первым официальным христианским храмом Рима. Свой барочный фасад базилика приобрела уже в начале XVII века. Однако, несмотря на ряд перестроек, в церкви хорошо сохранились элементы средневекового убранства. В частности, прекрасные мозаики XII века, украшающие фасад церкви, а также фрески Пьетро Каваллини внутри.

Адрес: Piazza di Santa Maria in Trastevere
Режим работы: 7.30 – 21.00, в августе 8.00-12.00 и 16.00-21.00.

Церковь Сан Клементе (Basilica di San Clemente )

Церковь Сан-Клементе также является одной из древнейших в Риме. Осматривая эту церковь, можно изучать различные эпохи, погружаясь вглубь веков. Дело в том, что под основным зданием XI-XII века (которое само по себе заслуживает внимания) сохранилась более древняя церковь, построенная еще в 385 году. А еще ниже, под раннехристианской базиликой, можно увидеть кусочек античности! На самом нижнем уровне сохранились руины языческого храма, датируемого III веком, и руины античного города I века – то, что осталось после великого пожара 64 года, приписываемого Нерону. Там же до сих течет подземная река – часть древнеримского акведука.

Чтобы спустить на нижние уровни, необходимо приобрести билет.
Адрес: Via Labicana, 95
Режим работы: будние дни 9.00-12.30 и 15.00-18.00; воскресные и праздничные дни 12.00 – 18.00.

Церковь святой Пуденцианы (Chiesa di S anta Pudenziana al Viminale)

Среди старейших церквей Рима также выделяется церковь святой Пуденцианы. Она построена на месте, где когда-то стоял дом римского сенатора Пуда, отца святой Пуденцианы. Остатки древнего дома I века, принадлежавшего Пуду (Palazzo di San Pudente), находятся под церковью. Именно в этом доме собиралась первая христианская община Рима. Сенатор Пуд принимал в своем доме апостолов Петра и Павла, а также и других верующих. Древнее предание называет его «другом апостолов». Впоследствии сам Пуд был причислен к лику 70 святых апостолов. А церковь посвящена одной из его дочерей – святой Пуденциане.

Во втором веке на месте дома Пуда соорудили термы. А в конце IV века, после принятия христианства, здесь появилась одна из первых римских церквей. Церковь неоднократно перестраивалась в течение веков. В церкви примечательна древняя мозаика над главным престолом в полукуполе – она датируется концом IV – началом V века и считается одной из древнейших в Риме. Кроме того, обращают на себя внимание старинные картины и фрески.

Сейчас церковь Санта Пуденциана является национальной церковью филиппинской общины в Риме.

Адрес: Via Urbana, 160
Режим работы: 8.30 – 12.00 и 15.00 – 18.00 (перерыв с 12 до 15.00)

Церковь святой Пракседы (Santa Prassede all’Esquilino)

Церковь построена в IX веке папой Пасхалием и посвящена сестре Пуденцианы, другой дочери Пуда святой Пракседе. По преданию, вместе со своей сестрой Пуденцианой святая Пракседа укрывала в своем доме гонимых христиан (они жили во времена жестоких гонений, в I веке), заботилась о них, хоронила мучеников. В подземной крипте церкви покоятся мощи святых сестер.

В этом храме нельзя пройти мимо удивительной капеллы святого Зенона. Она украшена удивительной красочной мозаикой, созданной византийскими мастерами, которые укрывались в Риме от иконоборческих гонений.

В правой части капеллы Зенона хранится великая христианская реликвия – «Colonna della Flagellazione», верхняя часть того столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания. Эта реликвия была привезена в 1223 году из Константинополя. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Константинополе.

Адрес: Via di Santa Prassede, 9/a
Режим работы: будние дни 7.30 – 12.00 и 16.00 – 18.30, выходные 8.00 – 12.00 и 16.00 – 18.30.
http://www.romaspqr.it/

Мы посещаем все три упомянутые выше церкви – Сан Клементе, Санта Пракседа и Санта Пуденциана – в аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы вспоминаем и об удивительной истории, и о святынях этих мест, и об их культурных сокровищах.

Церковь Санта Чечилия в Трастевере (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere )

Церковь, посвященная святой Цецилии, покровительнице музыки, существует с V века и по преданию возведена на месте дома, в котором жила святая. Нельзя обойти вниманием и пройти мимо удивительной по своей красоте и нежности скульптуре работы Стефано Мадерно, изображающей святую Цецилию такой, какой, по преданию, ее обнаружили при обретении мощей.

Церковь также украшают старинные мозаики IX века, фрески Пьетро Каваллини, готический балдахин XIII века. А в крипте базилики (подземной части) можно увидеть кусочек древности – там сохранились остатки античных сооружений. Кроме того, под алтарем находится саргофаг с мощами святой Цецилии.

Адрес: Piazza di Santa Cecilia, 22
Режим работы: 10.00-13.00 и 16.00-19.00.

Посещение базилики бесплатное, вход в подземную крипту – € 2,50. Осмотреть средневековые фрески Пьетро Каваллини можно с 10.00 до 12.30 (€ 2,50).

Читайте также:

Шедевры живописи и скульптуры в церквях Рима

Церковь Санта-Мария делла Виктория (Santa Maria della Vittoria)

Церковь Санта Мария делла Виктория, построенная в XVII веке, хранит в себе знаменитые шедевры искусства барокко. Один из них – скульптурная композиция работы Бернини «Экстаз святой Терезы ». Глядя на эту удивительную скульптуру, невольно вспоминаешь слова самого Бернини: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Звучит смело, но… посмотрите на работы этого скульптора и решите сами, насколько верно это утверждение.

Также в интерьере церкви примечательна капелла Корнаро – ее оформление отличается нарочитой театрализованностью, характерной для стиля барокко.

Адрес: Via XX Settembre, 17
Режим работы: 8.30-12.00 и 15.30-18.00

Базилика Санта Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo )

Базилика Санта Мария дель Пополо в ее нынешнем виде является образцом римского ренессанса и скромно хранит в себе множество культурных сокровищ. Среди них – полотна Караваджо с сюжетами из жизни святых апостолов: “Обращение апостола Павла” и “Распятие Святого Петра”. Они находятся в капелле Черази.

Также в церкви можно увидеть скульптуры мастера барокко Бернини , росписи по эскизам Рафаэля , фрески Пинтуриккьо , работы Себастьяно дель Пьомбо и других известных художников.

Адрес: Piazza del Popolo, 12
Режим работы: во все дни кроме пятницы и субботы 7.30 – 12.30, 16.00 – 19.00, пт. и сб. 7.30 – 19.00 (без обеда).

Мы посещаем церковь Санта Мария дель Пополо в аудиоэкскурсии « ». Изучая город с аудиогидом, Вы не пропустите самые интересные места и узнаете о нем самые интересные истории.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези (Chiesa di San Luigi dei Francesi )

В церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо . Целых три выдающиеся работы этого мастера светы и тени находятся в капелле Контарелли, в левом нефе: «Призвание апостола Матфея», «Святой Матфей и ангел», «Мученичество святого Матфея». Кроме того, стоит уделить внимание фрескам Доменикино .

Церковь Сан Луиджи деи Франчези входит в маршрут аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы поговорим и об удивительных полотнах живописца, и об истории и особенностях церкви, и о многих других интересных местах центра Рима.

Адрес : Piazza di San Luigi dei Francesi, 5
Режим работы: 10.00-12.30, после перерыва 15.00-19.00, по четвергам закрывается после обеда.

Церковь Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli)

Церковь Сан Пьетро ин Винколи, или «святого Петра в веригах» была построена в V веке специально для хранения важной святыни – оков апостола Петра. Железные цепи, которыми был скован святой Петр, когда содержался под стражей за проповедь о Христе, хранятся в специальном ковчеге под главным алтарем.

А в XVI столетии здесь появился шедевр работы знаменитого мастера эпохи Возрождения Микеланджело скульптура Моисея . Ради нее в эту церковь устремляются многие почитатели искусства. Скульптор задумал грандиозную композицию, правда, воплотить ее полностью ему не удалось, так как Микеланджело «отвлекался» на работу над собором святого Петра в Ватикане. Проект доделывали уже ученики мастера, но даже одна могучая скульптура Моисея, созданная его руками, достойна внимания. Кроме того, в церкви интересны фрески мастеров XVII и XVIII веков.

Храм расположен немного в стороне от известных туристических троп, а потому не всем самостоятельным туристам удается найти его. Но для того и создан, чтобы помочь путешественникам быстро сориентироваться в городе и найти интересующие их места, а также узнать о них много интересного (в настоящее время приложение доступно только для iPhone).

Подробнее об истории и сокровищах этой церкви, а также о знаменитом творении Микеланджело мы рассказываем в аудиоэкскурсии «».

Адрес : Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a
Режим работы: с апреля по сентябрь 8.00-12.30, 15.00-19.00; с октября по март 8.00-12.30, 15.00-18.00.

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria Sopra Minerva)


Jean-Christophe BENOIST , Wikimedia Commons

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва, построенная в XIII веке, считается единственным готическим храмом Рима. В базилике вы можете увидеть фрески Филиппо Липпи и скульптуру Христа работы Микеланджело (1521 г.)

Адрес: Piazza della Minerva, 42
Режим работы: 07.10-19.00, вс. 08.00-12.00 и 14:00-19.00

Церковь Санта Мария сопра Минерва мы посещаем в экскурсии « » с аудиогидом Travelry.

Церкви Рима с интересной архитектурой

Пантеон (Pantheon ), церковь Санта-Мария «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres , Santa Maria della Rotonda )

Великолепный Пантеон является не только уникальным архитектурным и инженерным памятником античности, но и христианской церковью. Когда-то, еще в еще в 27 году до н.э., здесь было построено языческое святилище. Свой знаменитый архитектурный облик храм приобрел после перестройки во II веке. Именно тогда появился удивительный купол с отверстием («око Пантеона») и круглое здание – ротонда. До сих пор это грандиозное сооружение считают чудом инженерной мысли и шедевром античной архитектуры.

А в 609 году языческий «храм всех богов» превратился в церковь Божией Матери «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres). Вероятно, благодаря этому он и уцелел до наших дней почти в неизмененном виде. Почему «У мучеников»? Название связано с тем, что из римских катакомб сюда были перевезены 28 телег с мощами святых мучеников. А в более поздние века Пантеон стал усыпальницей известных людей, среди которых – Рафаэль, первый король Объединенной Италии Витторио Эммануэле II и его сын Умберто I. Второе название церкви – Santa Maria della Rotonda – связано с круглой формой здания.

Адрес: Piazza della Rotonda

Режим работы: пн.-сб. 08.30-19.30, вс. 09.00-18.00.

Туристические посещения не разрешены во время церковных служб (в воскресные и праздничные дни в 10.30, по субботам в 17.00)

Об удивительной истории и уникальных особенностях древнего Пантеона – слушайте в аудиоэкскурсии “ “.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)

Церковь святого Иво является одним из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини. Динамичная архитектура с причудливыми изгибами создает впечатление движения, стремительного порыва, в котором будто на мгновение застыло здание. Обращает на себя внимание и удивительный изящный купол.

Церковь расположена на Corso del Rinasсimento, но практически не видна с улицы. Для того, чтобы ее увидеть, необходимо зайти во двор.

Адрес : Corso del Rinascimento, 40 (вход с улицы Corso del Rinasс imento)

Посетить церковь можно только по воскресеньям с 9.00 до 12.00. С июля по август она закрыта даже в воскресенье.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца входит в маршрут нашей аудиоэкскурсии « », которая доступна в мобильном путеводителе Travelry.

Церковь дель Джезу (Chiesa del Gesù)


Церковь ордена иезуитов, называемая дель Джезу, являет собой блестящий образец маньеризма и пышного римского барокко. Нарядная церковь с роскошным убранством построена в XVI веке архитекторами Виньола и делла Порта. Любопытно, что проект, предложенный для этого здания Микеланджело, был отклонен кардиналом. Архитектура Иль Джезу стала канонической для иезуитских храмов по всему миру. По её образцу строятся костёлы так называемого «Общества Иисуса» в Польше, Литве, Португалии, Латинской Америке. В храме похоронен основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.

Адрес: Piazza del Gesù

Режим работы: 7.00-12.30 / 16.00-19.45

Церковь Сан Карло «У четырех фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane)

Удивительная церковь Сан-Карло, или Сан-Карлино, находится рядом с перекрестком Четырех фонтанов. Не всякий турист добирается до этого места, и многое теряет! Ведь это один из главных шедевров архитектора Борромини. Динамичные формы фасада, удивительная игра света и тени, волнообразные изгибы и другие архитектурные особенности делают это строение выдающимся образцом стиля барокко. Причем в исполнении талантливого и несчастного архитектора Франческо Борромини этот стиль совершенно уникален и самобытен. Недаром многие иностранные архитекторы, ошеломленные работой Борромини, пытались заполучить эскизы и копии плана здания.

Адрес : Piazza Navona – Via S.Maria dell’Anima, 30/A – 00186 ROMA

Режим работы: будние дни 9.30-12.30, после перерыва 15.30-19.00, выходные и праздники 9.00-13.00, после перерыва 16.00-20.00, в воскресенье закрыто.

Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli)

С южной стороны площади, напротив арки Порта-дель-Пополо выделяются два храма-близнеца: Santa Maria dei Miracoli и Santa Maria in Montesanto, построенные по проекту архитектора К. Райнальди в XVII веке. Здания расположены зеркально и являются важной частью общего архитектурного ансамбля площади. Они невероятно похожи, однако, если посмотреть на них очень внимательно (а особенно если увидеть их в плане), то можно заметить, что Санта-Мария-деи-Мираколи круглая, а Санта-Мария-ин-Монтесанто – овальная. Это связано с тем, что архитектору нужно было как-то уместить здание в комплекс уже существовавших строений.

Адрес: Piazza del Popolo

Церкви-близнецы мы увидим в самом начале аудиоэкскурсии « ».

Римские реликвии, почитаемые православными

Сегодня Рим известен как столица католического мира. Но этот город гораздо старше, чем сама Католическая церковь, и его значение для всего христианского мира гораздо больше и важнее, чем может показаться. Ведь еще задолго до того, как произошло разделение церквей на Католическую и Православную (а произошло это трагическое событие в 1054 году) Рим являлся древней колыбелью всего христианства. Именно в Риме проповедовали святые апостолы Петр и Павел, именно в нем они страдали и приняли мученическую смерть. Во времена гонений Рим явил миру бесчисленное количество христианских мучеников. А позже, после легализации христианства при императоре Константине Великом, именно здесь стали вырастать великолепные христианские церкви и базилики, ставшие образцами для более поздних сооружений. Неудивительно, что сегодня в Риме хранится великое множество общехристианских реликвий, которые почитаются как католиками, так и православными.

Святыни из Иерусалима

Многие святыни попали в Рим благодаря активной деятельности святой царицы Елены, матери императора Константина. Уже в очень преклонном возрасте Елена предприняла долгое и трудное путешествие на Святую Землю, в Иерусалим, чтобы обрести святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В те времена это было невероятно трудной задачей, ведь Иерусалим был полностью разрушен в I веке. Тем не менее, Елена смогла найти и привезла в Рим немало важных реликвий.

Среди них – святыни, связанные с крестными страданиями Иисуса Христа . Это часть Креста, на котором был распят Спаситель, шип от тернового венца, гвоздь, который использовался при казни, табличка с надписанием вины, крепившаяся на Кресте. Специально для хранения этих святынь, привезенных царицей Еленой, была построена базилика «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme). Кроме того, в соборе хранится палец святого апостола Фомы, крест «благоразумного разбойника», а также полноразмерная копия Туринской плащаницы.

Из Иерусалима в Рим была также лестница, находившаяся когда-то во дворце Понтия Пилата. По ней несколько раз поднимался и спускался Иисус Христос, осужденный Пилатом на казнь. Святая Лестница (Scala Santa) – так называют ее в Риме. По этим ступеням разрешено подниматься только на коленях. Реликвия хранится в специальном здании рядом с Латеранской базиликой Сан Джованни, о которой мы упоминали выше. Там же находился капелла «Святая святых» (Sancta Sanctorum), получившая свое название из-за множества находившихся в ней реликвий.

Мощи самой царицы Елены покоятся в базилике Санта Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме. Ее мы посещаем с Кстати, эта базилика интересна и сама по себе – суровый внешний облик перенесет Вас в Средние века, а внутреннее убранство поразит богатством и красотой.

В церкви Санта Прасседе также хранится так называемая «Колонна бичевания » – часть столба, к которому был привязан Христос во время бичевания.

А в базилике Сан Джованни ин Латерано, высоко под потолком можно увидеть столешницу, на которой совершалась легендарная «Тайная Вечеря».

Большинство святынь, привезенных в Рим из Иерусалима, мы увидим в экскурсии “ ” с аудиогидом Travelry. В этой аудиоэкскурсии мы посетим уникальные старинные церкви Рима и узнаем о них много интересного.

Рим – город апостолов

Столица великой античной империи в свое время являлась центром европейской цивилизации, а потому сюда стекались и христианские проповедники. Многие из них встретили в Риме свою смерть и до сих пор покоятся в Вечном городе. Гробница святого апостола Петра (которого католики считают первым Папой) находится в соборе святого Петра в . А над могилой апостола Павла была выстроена большая базилика святого Павла «За городскими стенами», о которой мы также говорили выше.

Главы апостолов Петра и Павла хранятся отдельно, в специальном реликварии в церкви святого Иоанна (Сан Джованни) в Латерано. Об этой церкви мы много и интересно рассказываем в экскурсии с аудиогидом “ “.

Римские мученики и раннехристианские святые


Древняя фреска в базилике Сан Клементе (житие св. Алексия, Человека Божия)

Христианских паломников в Риме привлекают и церкви, в которых почивают мощи раннехристианских мучеников и святых. Их в Вечном городе великое множество. В частности, в Риме покоятся:

Великомученик Георгий Победоносец (церковь св. Георгия в Веларбо – San Giorgio in Velarbo)

Св. Алексий Человек Божий и святой Вонифатий (церковь свв. Вонифатия и Алексия на Авентинском холме – SS. Bonifacio e Alessio)

Св. Косма и Дамиан (под главным престолом церкви Космы и Дамиана на улице Fori Imperiali – Chiesa di Santi Cosma e Damiano). Эта церковь входит в маршрут аудиоэкскурсии “ “.

Святой Кирилл , один из создателей славянской азбуки и просветитель славян (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente, которую мы посещаем в экскурсии “ “)

Священномученик Климент (базилика Сан Клементе – )

Св. Евстафий Плакида (церковь Сант’Эвстакио недалеко от Пантеона – Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio). Об этой церкви, а также о святом Евстафии мы рассказываем в аудиоэкскурсии “ “.

Св. мученики архидиаконы Стефан и Лаврентий (церковь св. Лаврентия «За стенами» – Basilica di S. Lorenzo fuori le mura)

Св. Киприан и Иустина (Латеранский Баптистерий – Battistero Lateranese, который входит в аудиоэкскурсию “ “)

Св. мученики Хрисанф и Дария , покровители супружества (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli, входит в бесплатную аудиоэкскурсию “ “)

Св. Евгения и ее мать Клавдия ( – Basilica dei SS. XII Apostoli)

Святая мученица Агния (глава святой хранится в церкви Sant’Agnese in Agone на площади Навона, а тело – в церкви св. Агнии «За стенами», Chiesa di S. Agnese fuori le mura). О церкви св. Агнии на площади Навона и о жизни самой святой мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом.

Святая Цецилия Римская , покровительница музыки (церковь Санта Чечилия в Трастевере – Santa Cecilia in Trastevere)

Святая Анастасия Сирмийская (церковь Santa Anastasia al Palatino)

Святой Хрисогон (церковь св. Хрисогона в Трастевере – Basilica di San Crisogono)

Св. Пракседа, Пуденциана и множество мучеников (церковь св. Пракседы – Santa Prassede, которую мы посещаем в экскурсии с аудиогидом “ “)

Св. Анна (в реликварии, находящемся во внутреннем дворике – Chiostro – собора св. Павла «За стенами», San Paolo fuori le mura).

Чудотворные иконы в Риме

Несмотря на то, что иконописная традиция получила свое развитие преимущественно в восточной, православной церкви, в Вечном городе можно увидеть несколько удивительных древних икон. Некоторые из них, по преданию, были написаны еще святым евангелистом Лукой.

Одной из наиболее известных и почитаемых икон в Риме является икона Богородицы, которую здесь называют «Спасение римского народа». По преданию, образ написан святым евангелистом Лукой. Хранится он в базилике Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) .


Чудотворный образ «Спасение римского народа»

Об удивительной истории этой иконы и связанных с ней чудесах, а также о других реликвиях и сокровищах церкви Санта Мария Маджоре, мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом по Риму.

А на прекрасном Авентинском холме, в церкви святых Вонифатия и Алексия (Santi Bonifacio e Alessio), хранится древняя чудотворная икона Божией Матери «Эдесская», которая попала в Рим предположительно в X веке. Римляне называют ее Madonna di San Alessio.


Икона Божией Матери “Эдесская” (Madonna di San Alessio)

На вершине Капитолийского холма, в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Santa Maria in Aracoeli) , над главным алтарем находится почитаемая византийская икона Богородицы, датируемая X веком. Об истории и особенностях этого места можно узнать в аудиоэкскурсии “ “.


Чудотворный образ Божией Матери в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Madonna Aracoeli)

Чудотворная икона Божией Матери, датируемая X веком, тихо хранится и в церкви Санта-Мария ин виа Лата (Santa Maria in via Lata) на улице Корсо. Ее мы посещаем в бесплатной аудиоэкскурсии « ».

Русские православные церкви в Риме

Православных туристов и паломников часто интересуют вопросы: есть ли в Риме русские православные церкви, и как их найти. Есть, и даже две! Одна из них – церковь святителя Николая Чудотворца – располагается в старинном здании особняка княжны М. А. Чернышевой (Palazzo Czernycheff), которая еще в 1897 году завещала Русской Церкви свой дом на виа Палестро. Так как церковь располагается в жилом особняке, ее легко не заметить: здесь нет ни купола, ни характерных для храмов внешних признаков, лишь скромная табличка на входе. Зато войдя внутрь, русские посетители, откуда бы они ни приехали, ощущают себя «дома».

Другой русский храм в Риме совсем еще молодой, но его Вы точно не спутаете ни с каким другим: характерные «луковичные» купола и общий облик здания ясно указывают, что перед Вами – русская православная церковь. Это храм святой Екатерины , расположенный недалеко от Ватикана.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Риме

Адрес: via Palestro, 69/71
www.romasannicola.it

Русская церковь святой Екатерины

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79
www.stcaterina.сom

Где и как найти все эти места в Риме, если Вы путешествуете самостоятельно?

Если Вы путешествуете с iPhone, рекомендуем скачать . Он поможет не заблудиться и легко найти церкви, о которых мы упомянули, а также другие достопримечательности Рима. Кроме того, в путеводителе Вы найдете информацию о режиме работы многих мест, их фотографии и другую полезную информацию. А наш Шедевры и реликвии » и узнаем:



By Manfred Heyde , via Wikimedia Commons

Откуда в Риме византийские мозаики?

Некоторые старинные церкви Рима украшают невероятно красивые мозаики, созданные византийскими мастерами. Как же эти мастера вдруг оказались в Риме? Дело было во времена иконоборческих гонений в Византии, когда жестоко преследовались создатели и почитатели любых иконописных изображений. А вот римский папа Пасхалий I принимал и укрывал в Риме византийских мастеров, бежавших из Восточной империи. Собрав их под свое крыло, он принялся украшать византийскими мозаиками римские церкви.



By Livioandronico2013 , via Wikimedia Commons

Почему некоторые церкви в Риме называют базиликами? Что такое базилика и чем она особенна?

Первые базилики появились еще в Древнем Риме. Так называли сооружения (в античный период это были административные здания), устроенные внутри в виде прямоугольного пространства, разделенного колоннами на нечетное количество частей. Древние римляне, в свою очередь, позаимствовали такой способ организации пространства у греков. А позже архитекторы стали использовать такое устройство при сооружении христианских церквей. Прямоугольные пространства церкви, разделенные между собой рядами колонн, называются нефами. В христианских базиликах главный неф перпендикулярно пересекается так называемым трансептом (поперечным нефом). Таким образом, образуется крестообразное устройство пространства.

Изначально понятие «базилика» обозначала именно архитектурное устройство. Но со временем это наименование превратилось также в особый титул, которым в Католической церкви наделяют важные церкви. Присвоить храму такое почетное звание может только Папа Римский.

  • Учитывайте режим работы базилик. Лишь самые крупные из них работают без обеда. А большинство закрывается на дневной перерыв, который длится 2-4 часа. В нашем Вы найдете информацию о часах работы большинства римских церквей и других туристических объектов.
  • Посещая соборы и церкви Рима, следует помнить о дресс-коде. В очень коротких юбках, шортах или с открытыми плечами Вас могут просто не пустить.
  • В некоторых церквях можно за дополнительную плату включить особую подсветку, чтобы лучше рассмотреть древние мозаики. Например, в базилике Санта Мария Маджоре или в церкви Санта Прасседе.
  • В римских церквях не принято прикладываться к мощам или иконам – в католичестве просто нет такой традиции. Как правило, святыни хранятся или очень высоко, или спрятаны под алтарем, а потому подойти к ним близко невозможно. Но никто не мешает верующим молиться, находясь рядом со святыней.
  • Многие римские церкви «оборудованы» настоящими «машинами времени»! В храмах с богатой историей часто есть подземные крипты, в которых можно увидеть остатки более древних строений, старинные фрески или мозаики. Спустившись на подземный уровень, можно «заглянуть» в первые века нашей эры. Вход в крипту обычно платный. О некоторых таких храмах мы также рассказываем .
  • Еще один любопытный «секрет» старинных римских базилик: в некоторых из них есть особый внутренний дворик, называемый Chiostro (Кьостро). Вход в него обычно платный. Попав туда, Вы окажитесь в небольшом атриуме – уютном открытом дворике, который обычно украшен цветами, зеленью, нередко фонтаном, и окружен изящной колоннадой. Такие дворики есть, в частности, в базиликах Сан Джованни ин Латерано и Сан Паоло «За стенами». Немногие туристы знают о внутреннем дворике, а между тем, часто это одна из самых живописных частей базилики.

Православный Рим.

Что нужно посетить в Риме православному паломнику.

Православный РимКогда-то Великая Римская империя скопировала религиозную модель у древних греков. Немалое количество богов, их дочерей и сыновей, жён и слуг прямиком перекочевали на римский Олимп, переменив всего лишь свои имена.

Но через 8 столетий люди Римской империи потеряли веру в своих божеств, и в самом конце I века н. э. в недрах этой страны зародилось христианство – новая религия.

Мало-помалу новая религия распространилась по всей огромной территории Римской Империи, однако к началу III века была официально запрещена Флавием Клавдием Юлианом, римским императором.

Уже в 313 г. Константин Великий подписал эдикт, который призывал терпимее относиться к христианству. А затем было начато строительство старейшего христианского храма – Латеранской базилики, которую можно увидеть и сегодня.

К концу IV в. языческая вера была полностью искоренена, а на смену пришло христианство и возведение новых храмов, получивших название базилики, и заменивших разрушенные языческие храмы.

Базилика Святого Петра.

Базилика Сан Паоло фуори Ле Мура в Риме место погребения Апостола Павла.

Базилика Святого Павла.

Это одна из нескольких великих папских базилик, увидеть которую мечтают паломники всего мира.

И приходят сюда не только за тем, чтобы полюбоваться на сам храм и посмотреть на его внутреннее убранство, но и чтобы получить отпущение всех грехов в обряде, называющемся «святая Дверь».Это событие длится на протяжении всего Юбилейного года и такие же двери есть и в других храмах Рима – в базилике Святого Петра, храме Девы Марии Маджоре и Латеранской базилики. Всего же за Юбилейный год верующий должен обойти 7 паломнических храмов.

Сооружение стоит там же, где, по преданию, был захоронен апостол Павел. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, посчитал, что сооружение слишком примитивно, и повелел начать строительство на самом деле впечатляющего храма. Закончилось оно только при папе Льве I в V веке.

За многие века своего существования храм не испытывал практически никаких изменений. Мимо него прошла мода эпохи Возрождения и стиль барокко.

Но 15 июля 1823 г. случилось непредвиденное – храм практически полностью выгорел. Произошло это по неосторожности, когда на крыше храма рабочие разогревали битум, а после работ не загасили костёр по всем правилам.Его возрождение было длительным, и полная реставрация с некоторыми изменениями была закончена только в 1840 году.

Особенностью собора Святого Павла считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. На сегодняшний день только несколько мест для портретов остаются пустыми. Здесь же можно услышать и легенду о том, что когда все места будут заполнены, а последний Папа умрёт, наступит Конец Света.

Главной реликвией этого собора является саркофаг с мощами святого Павла. Право отслужить литургию над мощами этого апостола сегодня имеет только Папа Римский.

Базилика Святого Климента.

К востоку от Колизея есть настоящая сокровищница – Базилика Святого Климента. Особенность этого собора в том, что здесь нашли свой последний приют четвёртый римский епископ Климент и русский просветитель Кирилл и его брат Мефодий (часть мощей), который подарил нам кириллицу.

Но и это ещё не всё. Оказывается, Собор Святого Климента – это не одно сооружение, а целых три храма разных эпох, которые были построены на этом месте. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, и это то, что мы можем увидеть сегодня.

Когда был обнаружен самый нижний слой, оказалось, что удалось найти здание, в котором некогда жил Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Или, как теперь говорят археологи, здесь располагалась римская государственная сокровищница.

Верхний уровень – это самое позднее сооружение, построенное по стандартному проекту. Здесь можно увидеть полы с великолепной мозаикой, потолки и стены с фресками. Особенно выделяется мозаика «Крест – дерево жизни». На ней распятый Христос окружён цветами, птицами и виноградом. Причём это первая мозаика, на которой можно увидеть распятого Христа. До этого его изображали либо уже воскресшим, либо в кругу его последователей.Здесь же находятся гробницы четвёртого римского епископа и русского Кирилла.



Церковь святой Екатерины.

Современный православный храм, который был возведён в 2009 году на территории посольства России.

Своё имя он получил в честь смелой и простой девушки Екатерины, которая проживала в Александрии и постаралась объяснить свои соотечественникам, как примитивно язычество, и что вера в единого Бога – это то, что спасёт каждого.

Девушке удалось невозможное – она обратила в христианство жену императора и несколько десятков человек из его войска, которые отказались приносить жертвы языческим богам. Также она смогла переспорить мудрецов в философском споре, за что и была казнена.

Описываемые события происходили в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. В церкви святой Екатерины находится часть мощей святой.

Строительство часовни заняло всего 4 года. В 2006 году он был освящён и теперь является действующим православным храмом с детской приходской школой.

Церковь Святого Николая Угодника.

Это ещё один русский православный храм в Риме с непростой историей. Он много раз менял свой адрес, пока, наконец, приход не получил в наследство особняк М. А Чернышевского.

В 1932 году здесь был освящён новый храм.Сегодня это трёхэтажное здание, которое претерпело значительные изменения. Среди святынь особенно выделяется Иверская икона Божьей Матери, несколько икон, родиной которых считается Сергиев Посад, крест, подаренный греческим королевичем.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме).

Храм из семерки самых известных паломнических церквей Рима.

Первая базилика была возведена на месте дворца Елены, бывшей матерью императора Константина. Делалось это по желанию самой женщины, и назывался храм базиликой Елены.

Удивительна история названия этого храма. На его месте изначально находился дворец. Причём под пол будущей христианской базилики было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Именно это позволило добавить к названию храма приставку «в Иерусалиме».

Церковь много раз переделывалась, и свой современный вид обрела только XVII-XVIII веках. В самом храме хранятся многие православные реликвии, например, гвоздь, которыми Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Всё это можно увидеть своими глазами.

Здесь же хранятся мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.



Православные реликвии в Базилике Санта Кроче ин Джерусалеме а Риме (слева направо) : кусочки животворящего креста Иисуса Христа, титл с креста иисуса Христа, шипы от тернового венца, гвоздь от креста Иисуса, камень из пещеры в Вифлееме.


Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано).

Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Это главная церковь Рима.Участок земли, на котором стоит собор, принадлежал второй жене Константина Флавии Максима Фауста. За три дня до своей кончины император крестился – принял веру Христову.

Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Здесь происходило событие, которое оставило заметный след в истории христианского Рима – суд над умершим Папой Формозом в 896 году.В самом храме до сих пор можно полюбоваться мозаикой Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

В середине собора имеется папский алтарь, который обращён на восток. Богослужение здесь может совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии "Маджоре" (Санта Мария Маджоре).

Санта Мария Маджоре – один из важнейших храмов Рима. С ним ассоциируется любопытное сказание.

В 352 году папа Либерий и один из богатейших граждан Римской Империи увидели во сне Мадонну, которая повелела им построить храм там, где утром будет лежать снег.С утра снег на самом деле выпал, и там, где это случилось, и было начато строительство.

Практически все папы старались сделать это сооружение ещё красивее, ещё прекраснее и выше. Они достраивали, немного перестраивали и украшали здание согласно своим представлениям. И сегодня Санта Мария Маджоре, пожалуй, не менее красива, чем другие православные храмы Рима, и не менее привлекательна, чем другие базилики и церкви.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.


Базилика Санта Мария Маджоре в Риме.

Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), который с 1897-го по 1902-й год служил настоятелем русской посольской церкви. Архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в городе Первоверховных апостолов.

Уже в 1898 году по инициативе архимандрита Климента начался сбор средств, который в 1900-м был официально поддержан Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. На храм жертвовали деньги великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники.

Первый состав Строительного комитета был сформирован и возглавлен архимандритом Климентом (Верниковским) и А.И. Нелидовым, послом России в Италии. На рассмотрение Строительного комитета было подано большое количество проектов будущего храма, в том числе выполненные известным русским архитектором В.А. Покровским и мастером итальянского происхождения Моральди.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. В этот же период Строительный комитет выступил с обращением, которое начиналось словами: «Престол Божий поставлен в наемной квартире». После его публикации сбор средств значительно ускорился. Летом 1914 года Государственный банк Российской империи открыл особый счет на имя строящегося храма в Санкт-Петербургской конторе.

В 1915 году новый Строительный комитет во главе с князем С.С. Абамелек-Лазаревым приобрел на имя российского посольства участок набережной Тибра близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). К 1916 году было собрано порядка 265 тысяч лир - этих средств вполне могло хватить для проведения необходимых работ. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта.

В начале 1990-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. Эта инициатива была благословлена .

В 2001 году на территории российской посольской виллы Абамелек, до революции принадлежащей главе Строительного комитета князю С.С. Абамелек-Лазареву, был выделен участок под будущее строительство.

В мае того же года на звонницу храма были установлены колокола, отлитые на заводе «ЗИЛ».

7 декабря 2007 года, в ходе своего визита Италию, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил территорию виллы Абамелек, где совершил чин освящения храма св. равноапостольных Константина и Елены, расположенного в цокольном этаже строящегося храма св. Екатерины.

Православная русская церковь в Риме - самая старинная, по времени своего учреждения, из русских церквей в Италии. Шестого октября 1803 г., по представлению Коллегии иностранных дел, император Александр I подписал именной указ об открытии "греко-российской церкви" при римской дипломатической миссии. Тогда же был утвержден штат с одним священником и двумя псаломщиками. Священному Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностью". Первоначально предполагалось освятить ее во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в силу того, что в Риме хранятся мощи Святых Апостолов. Однако временный разрыв дипломатических отношений с Папским государством и наполеоновские войны помешали осуществить указ: храм при миссии открылся лишь спустя три десятилетия...

Первые православные службы в Риме совершал периодически в 1827-33 гг. иеромонах Иринарх (в миру Яков Дм. Попов, + 1877), сначала служивший в домовой церкви княгини Е. Голицыной-Терци в Бергамо, а с 1823 г. - в посольской церкви во Флоренции. В 1833 г. этого замечательного проповедника, закончившего свою жизнь в сане архиепископа Рязанского, назначили в посольскую церковь в Афинах, и он навсегда покинул Италию.

В 1836 г. упраздненная церковь при российской дипломатической миссии во Флоренции была переведена, вместе с ее настоятелем, иеромонахом Герасимом, в Рим. Именно эта дата и считается началом жизни местного русского прихода. Однопрестольный храм, освященный во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, Небесного покровителя царствовавшего тогда государя, первоначально разместили в посольском доме в Палаццо Дориа Памфили на Пьяцца Навона (впоследствии домовый храм не раз перемещался, располагаясь в арендуемых помещениях: в Палаццо Джустиниани близ Пантеона; в Палаццо Одескальки на Корсо Умберто; в Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур).

Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав С.-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего, материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась "посольской".

В 1843 г. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита, и с этого времени настоятелями римской церкви Святейший Синод назначал священников из "черного" духовенства, именно в этом сане.

С 1849 г., после кончины о. Герасима, по 1852 г. настоятелем церкви был профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев; + 1852, похоронен на кладбище Тестаччо), затем с 1852 г. по 1855 г. - архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

С 1855 г. по 1860 г. здесь служил архимандрит Софония (в миру Степан Сокольский), впоследствии - епископ Туркестанский и Ташкентский (+ 1877).

В 1860-64 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864 г. архимандрит Порфирий (в миру Георгий Ив. Попов; + 1866, похоронен на кладбище Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем - его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении".

Следующему архимандриту, Гурию (впоследствии архиепископ Таврический), пришлось испытать тяготы политики на высоком уровне: в 1866 г. произошел очередной разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствие чего русский священник перед самой Пасхой был выслан из Рима в Неаполитанское королевство. Жизнь русской церкви временно прекратилась...

В 1867 г. Александр II утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков, однако русский клир был послан на берега Тибра лишь после того, как в Вечный Город в 1870 г. вошли савойские войска и гарибальдийцы, и он стал столицей новой, объединенной Италии.

Местными настоятелями после этого были: в 1871-77 гг. архимандрит Александр (в миру Андрей Кульчицкий); в 1878-80 гг. - архимандрит Николай; в 1880-81 гг. архимандрит Митрофан; в 1881-1884 гг. - архимандрит Никон (в миру Филипп Игоревич Богоявленский); в 1884-1897 гг. - архимандрит Пимен (в миру Дмитрий Дмитриевич Благово; +1897, похоронен на кладбище Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д. Д. Благово", стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Н. Н. Влангали, устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Берниковский) принадлежит инициатива строительства русского храма. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия в Верано, дабы "почтить память супруга, служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны..." В результате вдова разрешения не получила (посол России был лютеранином, и с не меньшей эффективностью препятствовал сооружению православной церкви во Флоренции).

Архимандрит Климент (впоследствии - епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим "царскую лепту" в 10 тысяч рублей. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. Граф Л. А. Бобринский (+ 1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла Мальта).

Назначенный в 1902 г новый настоятель, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем - отцам-иезуитам) и предложил искать другое место. Он отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М. Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора А. Ю. Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Впервые этот вопрос поставил в 1897 г. архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), впоследствии - митрополит С.-Петербургский. Посол в Италии А. И. Нелидов через Министерство иностранных дел деятельно поддержал идею. Учреждение такой кафедры в Риме могло "оттенить ярче отступничество Римского Папы и восстановить "исполнение Церкви", о котором говорится в заамвонной молитве" - писал в 1906 г. в "Церковном вестнике" настоятель флорентийской церкви о. Владимир Левицкий. Одновременно преследовалась практическая цель - объединение заграничного русского духовенства.

Летом 1907 г. архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария С.-Петербургской епархии и стал заведовать всеми русскими заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). В 1911 г. по приказу Св. Синода он покинул берега Тибра, а молодая Западно-Европейская епархия была упразднена.

Епископ Дионисий (Валединский). В период 1912-1914 гг. был настоятелем римского прихода.В период 1912-14 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский), который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912; переиздан в 1999). При нем строительное дело не прекращалось: осенью 1913 г. Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914 г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербургской конторе. Впоследствии архимандрит Дионисий стал предстоятелем Православной Церкви в Польше.

Вторым священником на рубеже XIX-XX веков служил о. Христофор Флеров.

С 1914 г. по 1916 г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915 г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, с князем С. С. Абамелек-Лазаревым во главе. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счету, архитектора - Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике архитектором В.А. Субботиным, надзиравшим тогда за строительством русской церкви в Бари. Одновременно еще один проект составил видный знаток древнерусского зодчества В.А. Покровский. В конце концов, комитет все же принял проект Моральди и при его содействии приобрел на имя российского посольства участок на набережной Тибра, близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). Смерть князя Абамелек-Лазарева в 1916 г. и события в России оборвали начавшееся было храмостроительство (в 1924 г. земельный участок был захвачен советским посольством, а затем продан).

Архимандрит Симеон (Нарбеков). Настоятель храма с 1916 по 1969 гг.Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916 г. архимандрита Симеона (в миру Сергей Григорьевич Нарбеков). Отец Симеон служил здесь полвека: он умер в 1969 г. (похоронен на кладбище Тестаччо).

Весной 1921 г. архимандрит Симеон основал римский приход, куда вошло около ста полноправных членов, и организовал Приходской Совет, возглавленный бывшим генеральным консулом Г. П. Забелло. Таким образом, домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве, находившаяся в ведении Министерства иностранных дел, стала независимой, приходской. По свидетельству Л. В. Ивановой, община тогда состояла "преимущественно из старых аристократов-монархистов". В приход как почетный член вошла и королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (она скончалась в 1926 г.; отпевал ее архимандрит Симеон).

Особым событием для русского прихода в Риме стало утверждение за приходом статуса юридического лица королевским указом от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием стало вступление прихода во владение особняком М. А. Чернышевой ("Palazzo Czernycheff").

Княжна Мария Чернышева (+ 1919) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально вступил в наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в нем была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из Палаццо Менотти с Пьяцца Кавур. Проект церкви был составлен архитектором князем В. А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С. Н. Барятинская (в память покойного мужа В. В. Барятинского), княжна С. В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская.

Указом Святителя Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922 г. митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Тогда же архимандрит Симеон стал благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927 г. он, как писал митрополит Евлогий, "из личной преданности митрополиту Антонию", перешел под омофор Архиерейского Синода РПЦз (Русской Православной Церкви заграницей). Из-за особого положения православной общины в Риме, она до 1985 г. непосредственно подчинялась Председателю Синода.

В послереволюционный период общине много помогла княгиня М. П. Абамелек-Лазарева, урожденная Демидова княжна Сан-Донато (+ 1955), жившая в Пратолино, под Флоренцией, а также на вилле покойного мужа в Риме (теперь Вилла Абамелек - резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и нескольким прихожанам. В 1921 г. она получила почетное звание "попечительницы храма". Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

Вторая мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц" (Ди-Пи), которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск.

С 1946 г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии архимандрит) Каллист, с 1935 г. по 1945 г. бывший настоятелем в Сан-Ремо, и архимандрит Зосима (+ 1960). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. Этот священник был также благочинным русских приходов РПЦз и вице-председателем римского комитета Красного Креста. Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях "перемещенных лиц", в Триесте, в Латино, в Неаполе и под Турином (Вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. После его смерти в 1964 г., на Свято-Никольский приход в 1966 г. назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской Духовной семинарии (еще в 1921 г., покинув Советскую Россию, он в течение трех месяцев служил псаломщиком в римском храме, числясь на должности церковного сторожа). В 1960-70-х гг. община находилась под омофором преосв. Антония, архиепископа Женевского.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook